Дополнительная общеобразовательная программа «Велотехника»Дополнительная общеобразовательная программа «Велотехника» Тип программы – модифицированная Возраст детей: 10-15 лет Срок реализации – 2 года Составитель: Колосов В.А. Педагог дополнительного образования Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Велотехника» (далее - Программа) имеет социально-педагогическую направленность, способствует воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработке правильных навыков и привычек поведения на проезжей части. Программа разработана в соответствии с современными требованиями к программам дополнительного образования детей, с учетом Федерального закона «О безопасности дорожного движения», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», на основе программы «Безопасное вождение учащихся на дорогах (Центр дополнительного образования детей «Исток» г. Гусь-Хрустальный) и адаптирована с учетом возрастных особенностей детей и их физического развития. Актуальность. Среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо выделяется проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. К сожалению, изучение Правил дорожного движения (ПДД) в школьном курсе ОБЖ и во внеклассной работе классных руководителей в полной мере не дает положительного результата в вопросе безопасного поведения детей на дорогах. Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению на дорогах. Обучение по данной Программе позволяет воспитывать у обучающихся такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие таких качеств и является причиной дорожных происшествий. Новизна. В учебных планах регионального и федерального уровня программ по «Основам безопасности жизнедеятельности» не выделено время на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения велосипеда и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. Данная Программа предусматривает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге. Отличительной особенностью Программы является тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса с сотрудниками ГИБДД, что позволяет создать условия для формирования безопасного образовательного пространства. В Программе предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам оказания доврачебной медицинской помощи. Кроме этого, Программа представляет собой пропедевтический курс введения в автомобильное дело, которое ребята будут изучать в старших классах школьной программы. Программа имеет четкую практическую направленность. Цель: воспитание общей культуры обучающихся через овладение навыками безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях. Задачи обучения:
развития:
воспитания:
Принципы реализации Программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения. Состав группы обучающихся: 15 человек, в возрасте 10-15 лет. В объединении занимаются ребята, активно интересующиеся автомобилями, вождением велосипеда, изъявившие желание участвовать в работе по пропаганде ПДД и предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Ребята не только обучаются сами, но и передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, в том числе «Безопасное колесо», работают с учащимися начальной школы, разрабатывают наглядные пособия, обустраивают площадки для вождения велосипеда. Занимаясь по Программе обучающиеся: •овладевают знаниями по ПДД, этике поведения на дороге; •участвуют в повседневной жизни коллектива; •получают знания, непосредственно относящиеся к охране жизни и здоровья; •привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков. Работа проводится в форме учебного занятия, которое состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием обучающих программ («основы безопасности жизнедеятельности», «технология», «физическая культура») в классе информационно-коммуникационных технологий. Практическая часть: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, учебно-тренировочные занятия в автогородке, занятия по оказанию доврачебной медицинской помощи. Содержание занятий, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. На занятиях используются следующие методы обучения:
Командная (групповая) и индивидуальная формы работы. В результате реализации Программы у обучающихся будут сформированы навыки безопасного поведения на дороге
Обучающиеся овладеют базовыми знаниями: Будут знать: виды транспортных средств, права и обязанности участников дорожного движения, требования к движению велосипедов и мопедов, расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения, как осуществлять обгон и встречный разъезд, проезд перекрестков, приоритет маршрутных средств, буксировка механических транспортных средств, средства организации и регулирования дорожного движения, Будут уметь: применять аварийную сигнализацию, передвигаться по пешеходным переходам и в местах остановки транспортных средств, через железнодорожные пути, по автомагистралям, в жилых зонах, пользоваться внешними приборами и звуковыми сигналами, оказывать первую доврачебную помощь, фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия. Окончив данный курс, дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.
Учебно-тематический план 1-й год обучения
Содержание 1-й год обучения
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с группой и планом работы на год. Практика: Тестирование обучающихся по качеству имеющихся знаний о ПДД. 2. Дорожно-транспортная инфраструктура как объект повышенной опасности. Теория: Виды транспортных средств. Участники дорожного движения: водитель, пешеход, пассажир и их обязанности. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. Практика: решение ситуаций на «Дорожной разметке». Вождение велосипеда. 3. Средства организации и регулирования дорожного движения Теория: Дорожные знаки: предупреждающие, знаки приоритета, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Практика: решение ситуаций, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Решение ситуаций, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки.
Теория: Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки». Приоритет транспортных средств. Транспортные средства, оборудованные маячками.Применение аварийной сигнализации и остановки. Перестроение транспортных средств. Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение транспортных средств на проезжей части.. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением. Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств. Обгон и встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог, на уклонах обозначенных знаками 1.13 и 1.14. Остановка, стоянка, вынужденная остановка. Виды прекращения движения. Проезд перекрестков. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. Движение по автомагистралям и в жилых зонах. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Буксировка механических транспортных средств. Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов. Практика: решение ситуаций на «Дорожной разметке» и тестового задания по определению безопасного пути по маршрутам. Вождение велосипеда
Практика: тестовые задания. Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б».
Теория: Понятие о травмах и объеме первой помощи. Основы оказания первой доврачебной помощи. Раны и кровотечение. Травматический шок. Повреждение груди. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей. Обморожение. Практика: Отработка навыков оказания доврачебной медицинской помощи при различных травмах. Правила наложения повязок. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. Правила и способы транспортировки, изготовление носилок. 7. Фигурное вождение велосипеда Практика: Фигурное вождение велосипеда.
Практика вождения 15 часов
Практика вождения 15 часов
Практические упражнения на выносливость, реакцию, скорость.
Практика: рейды совместно с работниками ОГИБДД.
Учебно-тематический план 2 - й год обучения
Содержание 2-й год обучения
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы на год. Тестирование обучающихся по качеству имеющихся знаний о ПДД.
Теория: Варианты и способы безопасного движения Практика: решение ситуаций на «Дорожной разметке» и тестового задания по определению безопасного пути по маршрутам 3. Решение экзаменационных билетов по «Правилам дорожного движения» Практика: Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б». 4. Доврачебная медицинская помощь. Теория: Синдром длительного сдавливания. Закрытые травмы. Повреждение головы и лица. Повреждение органов брюшной полости. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей. Электрические травмы. Ожоги. Практика: Правила наложения повязок; искусственное дыхание и наружный массаж сердца; правила и способы транспортировки, изготовление носилок. 5. Фигурное вождение велосипеда Практика: вождение велосипеда.
Практика вождения 15 часов
Практика вождения 15 часов
Практические упражнения на укрепление общей физической подготовки: выносливость, реакцию, скорость.
Практика: рейды совместно с работниками ОГИБДД.
Практика:
Методическое обеспечение Для проведения занятий используется сборник методических рекомендаций «Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Центра общих проблем среднего образования ГНУ ИСМО РАО: ЕА.Бондаренко, Н.Ф.Виноградова, В.А.Горский, К.Е.Грибанова, А.А.Журин под ред А.А.Журина, М., ИСМО РАО , 2006 год. Издание подготовлено в рамках проекта «Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах». В сборнике представлены методические рекомендации по организации учебно-воспитательной работы, направленной на формирование у детей и подростков устойчивых стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах. Содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания, представленные в методических рекомендациях, отобраны с учетом психологических и психофизиологических особенностей обучающихся соответствующих возрастов и социальных групп. На занятиях обучающиеся в игровой форме решают ситуационные задачи, учатся предвидеть чрезвычайную ситуацию и заранее предпринимать необходимые меры безопасности. На практике по вождению велосипеда, отрабатывая преодоление сложных участков, технических приёмов фигурного вождения, ребята сами моделируют и усовершенствуют различные способы проката, усложняют модель и масштаб ситуаций на местности, а главное разрабатывают безопасные варианты выхода из сложившихся ситуаций. По окончанию занятий целесообразно предоставить возможность обучающимся самостоятельно оценить свою работу на занятии, проставив в клеточку экрана самоконтроля напротив своей фамилии значки красного, желтого или зеленого цветов, соответственно, для обозначения хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных результатов. Материально-техническое обеспечение Для реализации Программы необходимо:
Список использованной литературы
Список литературы для детей
1. Правила дорожного движения. А.П.Алексеев, Москва, 2009 2. Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008 3. Дорожная безопасность. Рабочие тетради. В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Третий Рим, Москва, 2007 4. Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях. Москва, 2005 5. Словарь дорожных знаков. С.Эйгель, Москва, 2002 6. Личная безопасность. Энциклопедия для детей. Аванта +, Москва, 2002 7. Правила и безопасность дорожного движения. Н.Я.Жульнев, Дрофа, 2008 8. Экзаменационные билеты для водителей категории «А», «В», 2009 год |
Форма входаПоследние материалы
|