Дополнительная общеобразовательная программа «Велотехника»

Дополнительная общеобразовательная программа «Велотехника»

Тип программы – модифицированная

Возраст детей: 10-15 лет

Срок реализации – 2 года

Составитель: Колосов В.А.

Педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Велотехника» (далее - Программа) имеет социально-педагогическую направленность, способствует воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработке правильных навыков и привычек поведения на проезжей части. Программа разработана в соответствии с современными требованиями к программам дополнительного образования детей, с учетом Федерального закона «О безопасности дорожного движения», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», на основе  программы «Безопасное вождение учащихся на дорогах (Центр дополнительного образования детей «Исток» г. Гусь-Хрустальный) и адаптирована с учетом возрастных особенностей детей и их физического развития.

Актуальность.

Среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо выделяется проблема безопасности дорожного движения.

В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. К сожалению, изучение Правил дорожного движения (ПДД) в школьном курсе ОБЖ и во внеклассной работе классных руководителей в полной мере не дает положительного результата в вопросе безопасного поведения детей на дорогах. Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению на дорогах.

Обучение по данной Программе позволяет воспитывать у обучающихся такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие таких качеств и является причиной дорожных происшествий.

Новизна.

В учебных планах регионального и федерального уровня программ по «Основам безопасности жизнедеятельности» не выделено время на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения велосипеда и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. Данная Программа предусматривает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.

Отличительной особенностью Программы является тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса с сотрудниками ГИБДД, что позволяет создать условия для формирования безопасного образовательного пространства. В Программе  предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам оказания доврачебной медицинской помощи. Кроме этого, Программа представляет собой пропедевтический курс введения в автомобильное дело, которое ребята будут изучать в старших классах школьной программы.

Программа имеет четкую практическую направленность.

Цель: воспитание общей культуры обучающихся через овладение навыками безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях.

Задачи

обучения:

  • изучение правил дорожного движения и особенностей восприятия дорожной обстановки;
  • обучение правильной подготовке и проверке транспортного средства перед началом движения, в целях обеспечения безопасности движения;
  • обучение правилам оказания доврачебной медицинской помощи и транспортировке пострадавшего;
  • обучение фигурному вождению велосипеда;

развития:

  • развитие способности к анализу и предвидению различных дорожно-транспортных ситуаций;
  • развитие самостоятельности и ответственности за результат своих действий;
  • развитие координации, гибкости, общей физической выносливости;
  • развитие внимания и наблюдательности;

воспитания:

  • воспитание чувства коллективизма, товарищества и личной ответственности;
  • воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим и умения работать в команде;
  • воспитание убеждённости в необходимости изучения и чёткого выполнения требований правил дорожного движения в повседневной жизни;

Принципы реализации Программы:

  • Принцип программно-целевого подхода,  направленный на практический результат
  • Принцип доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности
  • Принцип актуализации знаний и умений, мотивированность всех ситуаций с точки зрения реальных потребностей детей данного возраста
  • Принцип индивидуализации и дифференциации
  • Принцип здоровьесбережения
  • Принцип непрерывности

Программа рассчитана на 2 года обучения. Состав группы обучающихся: 15 человек, в возрасте 10-15 лет. В объединении занимаются ребята, активно интересующиеся автомобилями, вождением велосипеда, изъявившие желание участвовать в работе по пропаганде ПДД и предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Ребята не только обучаются сами, но и передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, в том числе «Безопасное колесо», работают с учащимися начальной школы, разрабатывают наглядные пособия, обустраивают площадки для вождения велосипеда.

Занимаясь по Программе обучающиеся:

•овладевают знаниями по ПДД, этике поведения на дороге;

•участвуют в повседневной жизни коллектива;

•получают знания, непосредственно относящиеся к охране жизни и здоровья;

•привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.

Работа проводится в форме учебного занятия, которое состоит из  теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием обучающих программ («основы безопасности жизнедеятельности», «технология», «физическая культура») в классе информационно-коммуникационных  технологий.

Практическая часть: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, учебно-тренировочные занятия в автогородке, занятия по оказанию доврачебной медицинской помощи.

Содержание занятий, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.

На занятиях используются следующие методы обучения:

  • Словесный метод: беседа, сообщение задач, описание упражнения или движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки.
  • Метод демонстрации: наглядные пособия (журналы, фото, таблицы, карточки,  дорожные знаки,  кассеты), а также личный пример.
  • Метод разучивания упражнений: по элементам, по частям, в целом виде.
  • Тестирование.

Командная (групповая) и индивидуальная формы работы.

В результате реализации Программы у обучающихся будут сформированы навыки безопасного поведения на дороге

Стабильно получаемые результаты

Используемые способы диагностики

1. Овладение специальной терминологией.

1. Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД

2. Приобретение знаний по технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам

2. Анкетирование по правилам техники безопасности и личной гигиены

3. Усвоение правил: дорожного движения и  оказания доврачебной медицинской помощи

3. Проведение конкурсов, викторин по ПДД и

 медицинской подготовке.

4. Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства

4. Оценка посещаемости занятий в  автогородке, "Школе ГИБДД"; тестовые испытания по нормативам общей физической подготовки.

5. Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культуры безопасного поведения

5. Проведение тестовых испытаний по возрастным оценочным нормативам и определение физического уровня развития. Проведение итоговых практических заданий по поведению обучающихся в чрезвычайных и стрессовых ситуациях.

Обучающиеся овладеют базовыми знаниями:

Будут знать: виды транспортных средств, права и обязанности участников дорожного движения, требования к движению велосипедов и мопедов, расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения, как осуществлять обгон и встречный разъезд, проезд перекрестков, приоритет маршрутных средств, буксировка механических транспортных средств, средства организации и регулирования дорожного движения,

Будут уметь: применять аварийную сигнализацию, передвигаться по пешеходным переходам и в местах остановки транспортных средств, через железнодорожные пути, по автомагистралям, в жилых зонах, пользоваться внешними приборами и звуковыми сигналами, оказывать первую доврачебную помощь, фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия.

Окончив данный курс, дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

1-й год обучения

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Дорожно-транспортная инфраструктура как объект повышенной опасности

7

7

-

3

Средства организации и регулирования дорожного движения

18

18

-

4

Варианты и способы безопасного движения

23

23

-

5

Решение ситуационных билетов

12

12

-

6

Основы доврачебной медицинской помощи

8

4

4

7

Фигурное вождение велосипеда

20

-

20

8

Преодоление на велосипеде естественных препятствий

15

-

15

9

Преодоление на велосипеде искусственных препятствий

15

-

15

10

Общая физическая подготовка

10

-

10

11

Участие в акциях по пропаганде безопасного движения

16

-

16

 

Итого

144

64

80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1-й год обучения

  1. 1.      Вводное занятие

Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с группой и планом работы на год.

Практика: Тестирование обучающихся по качеству имеющихся знаний о ПДД.

2.         Дорожно-транспортная инфраструктура как объект повышенной опасности.

Теория: Виды транспортных средств. Участники дорожного движения: водитель, пешеход, пассажир и их обязанности.

Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.

Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.

Практика: решение ситуаций на «Дорожной разметке». Вождение велосипеда.

3.         Средства организации и регулирования дорожного движения

Теория: Дорожные знаки: предупреждающие, знаки приоритета, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.

Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды.

Практика: решение ситуаций, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Решение ситуаций, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки.

  1. 4.                  Варианты и способы безопасного движения

Теория: Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки». Приоритет транспортных средств. Транспортные средства, оборудованные маячками.Применение аварийной сигнализации и остановки. Перестроение транспортных средств.

Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение транспортных средств на проезжей части.. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением. Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств. Обгон и встречный разъезд.

Встречный разъезд на равнинных участках дорог, на уклонах обозначенных знаками 1.13 и 1.14.

Остановка, стоянка, вынужденная остановка. Виды прекращения движения. Проезд перекрестков. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.

Движение по автомагистралям и в жилых зонах. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Буксировка механических транспортных средств. Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов.

Практика: решение ситуаций на «Дорожной разметке» и тестового задания по определению безопасного пути по маршрутам. Вождение велосипеда

  1. 5.                  Решение ситуационных билетов

Практика: тестовые задания. Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б».

  1. 6.                  Основы доврачебной медицинской помощи

Теория: Понятие о травмах и объеме первой помощи. Основы оказания первой доврачебной помощи. Раны и кровотечение. Травматический шок. Повреждение груди. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей. Обморожение.

Практика: Отработка навыков оказания доврачебной медицинской помощи при различных травмах. Правила наложения повязок. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. Правила и способы транспортировки, изготовление носилок. 

7.         Фигурное вождение велосипеда

Практика: Фигурное вождение велосипеда.

  1. 8.                 Преодоление на велосипеде естественных препятствий

Практика вождения 15 часов

  1. 9.                 Преодоление на велосипеде искусственных препятствий

Практика вождения 15 часов

  1. 10.             Общая физическая подготовка

Практические упражнения на выносливость, реакцию, скорость.

  1. 11.             Участие в акциях по пропаганде безопасного движения.

Практика: рейды совместно с работниками ОГИБДД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

2 - й год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Повторение изученного за 1 год обучения

10

10

-

3

Решение экзаменационных билетов по «Правилам дорожного движения»

29

-

29

4

Доврачебная медицинская помощь

8

4

4

5

Фигурное вождение велосипеда

20

-

20

6

Преодоление на велосипеде естественных препятствий

15

-

15

7

Преодоление на велосипеде искусственных препятствий

15

-

15

8

Общая физическая подготовка

10

-

10

9

Участие в акциях по пропаганде безопасного движения

16

-

16

10

Подготовка к соревнованиям и конкурсам

20

-

20

 

Итого:

144

15

129

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

2-й год обучения

  1. Вводное занятие.

Теория:

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы на год.

Тестирование обучающихся по качеству имеющихся знаний о ПДД.

  1. Повторение материала изученного за 1 год обучения.

Теория:

Варианты и способы безопасного движения

Практика: решение ситуаций на «Дорожной разметке» и тестового задания по определению безопасного пути по маршрутам

3.         Решение экзаменационных билетов по «Правилам дорожного движения»

Практика:  Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б».

4. Доврачебная медицинская помощь.

Теория: Синдром длительного сдавливания. Закрытые травмы. Повреждение головы и лица. Повреждение органов брюшной полости. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей. Электрические травмы. Ожоги.

Практика: Правила наложения повязок; искусственное дыхание и наружный массаж сердца; правила и способы транспортировки, изготовление носилок. 

5.         Фигурное вождение велосипеда

Практика: вождение велосипеда.

  1. 6.         Преодоление на велосипеде естественных препятствий

Практика вождения 15 часов

  1. 7.                  Преодоление на велосипеде искусственных препятствий

Практика вождения 15 часов

  1. 8.                  Общая физическая подготовка

Практические упражнения на укрепление общей физической подготовки: выносливость, реакцию, скорость.

  1. 9.                  Участие в акциях по пропаганде безопасного движения.

Практика: рейды совместно с работниками ОГИБДД.

  1. 10.              Подготовка к соревнованиям и конкурсам

Практика:

 

 

 

 

Методическое обеспечение

             Для проведения занятий используется сборник методических рекомендаций «Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Центра общих проблем среднего образования ГНУ ИСМО РАО: ЕА.Бондаренко, Н.Ф.Виноградова, В.А.Горский, К.Е.Грибанова, А.А.Журин под ред А.А.Журина, М., ИСМО РАО , 2006 год. Издание подготовлено в рамках проекта «Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах». В сборнике представлены методические рекомендации по организации учебно-воспитательной работы, направленной на формирование у детей и подростков устойчивых стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах. Содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания, представленные в методических рекомендациях, отобраны с учетом психологических и психофизиологических особенностей обучающихся соответствующих возрастов и социальных групп. На занятиях обучающиеся в игровой форме решают ситуационные задачи, учатся предвидеть чрезвычайную ситуацию и заранее предпринимать необходимые меры безопасности. На практике по вождению велосипеда, отрабатывая преодоление сложных участков,  технических приёмов фигурного вождения, ребята сами моделируют и усовершенствуют различные способы проката, усложняют модель и масштаб ситуаций на местности, а главное разрабатывают безопасные варианты выхода из сложившихся ситуаций.

По окончанию занятий целесообразно предоставить возможность обучающимся самостоятельно оценить свою работу на занятии, проставив в клеточку экрана самоконтроля напротив своей фамилии значки красного, желтого или зеленого цветов, соответственно, для обозначения хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных результатов.

Материально-техническое обеспечение

 Для реализации Программы необходимо:

Наличие

Количество

1

Кабинет автодела

1

2

Кабинет информационно-коммуникационных технологий

1

3

Спортивный зал

1

4

Спортивная площадка

1

5

Инвентарь по фигурному вождению велосипеда

1 комплект

6

Аптечка

2 шт.

7

Магнитные знаки правил дорожного движения

1 комплект

8

Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б»

6 комплектов

9

Комментарий к экзаменационным билетам «А», «В»

6 комплектов

Список использованной литературы

  1. Правила дорожного движения. Общероссийский проект «Безопасность дорожного движения».  А.П.Алексеев, Москва, 2009
  2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие, Третий Рим, Москва, 2007
  3. Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008
  4. Дорожная безопасность. Рабочие тетради. В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Третий Рим, Москва, 2007
  5. Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях. Москва, 2005
  6. Словарь дорожных знаков. С.Эйгель, Москва, 2002
  7. Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В., Просвещение, Москва, 2008
  8. Правила и безопасность дорожного движения. Н.Я.Жульнев, Дрофа, 2008
  9. Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Сборник методических рекомендаций, Москва, 2006 год
  10. Экзаменационные билеты для водителей категории «А», «В», 2009 год
  11. Знать правила движения - большое достижение! Методические разработки мероприятий по Правилам дорожного движения. - Оренбург: УГИБДЦ УВД, Главное управление образования администрации Оренбургской области, 1999.
  12. Клебельсберг Д. Транспортная психология / Пер. с нем.; Под ред. В.Б. Мазуркевича.          М.: Транспорт, 1989.
  13. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. -М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.
  14. Козловская Е.А, Козловский СА Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
  15. Комлева Л.А. Дети и дорога. - Каменск-Уральский: Калан, 1997.
  16. Матюгин И.Ю, Чакаберия Е.И. Зрительная память. - М.: Эйдос, 1993.
  17. Методические рекомендации о проведении районных, городских, областных конкурсов по безопасности дорожного движения. - Курск: Центр технического творчества учащейся молодежи, 1997.
  18. О проведении соревнований юных велосипедистов  Ростовской области. Методические рекомендации. - Ростов-на-Дону: УГИБДЦ ГУВД Ростовской области, Областной центр безопасности дорожного движения, 2001.
  19. Правила дорожного движения для всей семьи! - Оренбург: УГИБДД УВД Оренбургской области, 2002.
  20. Правила дорожного движения Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2006 г.). - М.: За рулем, 2005.
  21. Человек, автомобиль, дорога. Пособие для учащихся 5-7 классов по изучению Правил дорожного движения. - М.: Шелл, 2006.
  22. Щелканова Т. Г. Универсальная подготовка подростков к безопасному участию в дорожно-транспортной среде: Методические рекомендации. - Курган: УГИБДД УВД Курганской области, ГУ образования Курганской области, 2001.
  23. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2006.
  24. Юный велосипедист. Юный пешеход. Сто вопросов по дорожной безопасности. - Воронеж: УГИБДД УВД Воронежской области, 2004.

 

 

Список литературы для детей

 

1.         Правила дорожного движения. А.П.Алексеев, Москва, 2009

2.         Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008

3.         Дорожная безопасность. Рабочие тетради. В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Третий Рим, Москва, 2007

4.         Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях. Москва, 2005

5.         Словарь дорожных знаков. С.Эйгель, Москва, 2002

6.         Личная безопасность. Энциклопедия для детей. Аванта +, Москва, 2002

7.         Правила и безопасность дорожного движения. Н.Я.Жульнев, Дрофа, 2008

8.         Экзаменационные билеты для водителей категории «А», «В», 2009 год

 

Форма входа