Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Столярная мастерская»Комитет по образованию Администрации Щелковского муниципального района Московской области Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детский оздоровительно – образовательный центр «Лесная сказка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Столярная мастерская» (базовый уровень)
Возраст обучающихся: 12 - 15 лет. Срок реализации: 2 года.
Автор - составитель: Колосов Владимир Анатольевич, педагог дополнительного образования; Методическое сопровождение: Минеева Людмила Ивановна, методист.
Щелково
2018
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Столярная мастерская» (далее Программа) относится к технической направленности, реализуется в образовательной области «технология». Программа предоставляет учащимся уникальную возможность соединить трудовую подготовку, с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. В результате реализации Программы происходит развитие конструкторского мышления, художественно-эстетического вкуса, образного мышления и пространственного воображения. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Труд учащихся в рамках данной Программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры. Ведущая идея Программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала учащихся и их самореализации. Программа модифицированная, составлена в соответствии с нормативными документами РФ и Московской области в области образования [I.1 - I.14] на основе: программы «Технология. Технический труд, обработка древесины» Симоненко В. Д., [III.6] с использованием пособия «Резьба по дереву» Семенцов А. Ю., Журавлев Б. А., [III. 7], печатных материалов по данному виду творчества [IV. 1-7]. Программа реализуется в рамках Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Центра «Лесная сказка» [II. 1]. Актуальность. Актуальность данной Программы обусловлена ее практической значимостью, учащиеся могут применять полученные навыки и практический опыт при проведении ремонтных работ в домашних условиях; для профессионального самоопределения личности. Реализация Программы способствует развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами и потребностями, позволяет формировать у учащихся осознанное и уважительное отношение к труду. Занимаясь столярным делом, учащиеся знакомятся с большим количеством материалов и инструментов, приобретая, таким образом, полезные в жизни практические навыки. Мастер на все руки - так называют того, кто может все сделать своими руками надежно, красиво. При изготовлении изделий из древесины они сталкиваются с решением технологических проблем, что способствует развитию технического мышления, творческого решения возникающих проблем. Кроме того, занятия столярным делом решают проблему занятости детей, развивают у них такие черты характера как терпение, аккуратность, силу воли, упорство в достижении поставленной цели, трудолюбие. На занятиях учащиеся закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках физики, математики, черчения, учатся применять их на практике. Изучение столярного дела, как части духовного и материального наследия своего народа, способствует воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Для расширения кругозора, запланированы экскурсии, открывающие связь декоративно-прикладного и народного зодчества с жизнью. Объекты разнообразны: отдельные памятники народного зодчества, краеведческие музеи, посещение школьных выставок по декоративно-прикладному творчеству. Цель - разностороннее развитие личности учащегося и его социализация средствами творческой работы в мастерской по деревообработке. Задачи: -личностного развития Воспитывать -творческое отношение к делу - коллективизм, - стремление заниматься самовоспитанием; - метапредметные познавательные: развивать умение: - провести аналогию между процессом изготовления и конечным результатом изделия; - сравнить полученное изделие с исходным чертежом; регулятивные: развивать умение: использовать полученные знания для технологии изготовления изделий. оценить правильность выполнения изделия; коммуникативные: развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Отличительной особенностью Программы от вышеуказанной является включение в содержание тем по художественной обработке древесины (выжигание, резьба, роспись). Адресат программы, возрастные особенности. Возраст обучающихся 12 -15 лет. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. "Я" подростка отражается в его увлечениях. В этом возрасте у человека появляются новые психологические особенности: самосовершенствование и самоопределение, которые связаны со стремлением стать интересным, умным, ярким, разносторонним; повышение значимости собственных ценностей. Учащиеся этой возрастной группы стремятся добиться поставленной цели в течение одного занятия и желают видеть наглядный результат своего труда. Основные задачи развития на этом возрастном этапе – развитие логического мышления, умения оперировать полученной информацией, развитие самостоятельности детей в деятельности. Для этого необходимо создание ситуации, способствующей удовлетворению познавательных потребностей детей. Объем Программы - 400 часов, из них 360 учебных часов, 40 – вне сетки учебных занятий. Срок освоения Программы – 2 года.Содержание программы предусматривает постепенное вхождение ребенка в образовательный процесс и ориентировано не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на накопление детьми опыта познавательной, продуктивной практической деятельности и общения. Первый год обучающиеся получают начальную подготовку работы с деревом; учатся работать по готовым эскизам; осваивают технологию обработки дерева с помощью ручных инструментов. Второй год обучающиеся продолжают работу с деревом, но содержание программы усложняется и учащиеся самостоятельно разрабатывают чертежи и эскизы, осваивают работу на станках, выполняют более сложные работы.Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса. Детское объединение сформировано в группы одной возрастной группы, постоянного состава. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – В группах первого года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 мин. перерывом (144 часа), второго года — 2 раза в неделю по 3 академических часа или 3 раза в неделю по 2 академических часа с 10 мин. перерывом (216 часов). Планируемые результаты 1.Результаты личностного развития: -творческое отношение к делу - коллективизм, - стремление заниматься самовоспитанием; 2. Метапредметные 1.Регулятивные УУД: - Организация рабочего места. - Определение плана выполнения задания. - Умение оценить выполнение работы. 2. Познавательные УУД: - Умение сравнивать, группировать, анализировать. 3. Коммуникативные УДД: - Владение монологической и диалогической речью. - Коммуникативные -умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 3. Предметные результаты. 1. Знание: - Истории возникновения и развития деревообрабатывающих промыслов; - Техника безопасности; - Знание основных свойств материалов, пород древесины; - Знание терминологии; - Знание условных обозначений; - Знание технологии построения моделей и способы соединения деталей. 2. Умение: - Умение пользоваться чертёжными инструментами. - Умение разбираться в масштабе. Формы аттестации Обучающиеся выполняют практические задания, создают и защищают исследовательские проекты. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Ведение мониторинга образовательных результатов учащихся (Приложение №1) выставки работ учащихся, видеозаписи, перечень готовых работ, протокол выставок, грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы родителей посетителей выставок, Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка по итогам мониторинга, защита проекта, портфолио творческих достижений обучающихся. Материально-техническое обеспечение - Помещение 90 м кв. – по 6 м кв. на 1 учащегося, уровень освещенности люминесцентными лампами: 300 - 500 лк; t воздуха – 17-20 градусов; обязательно наличие средств первичного пожаротушения, медицинской аптечки – в соответствии с СаНПиН [1.10]. Для занятий необходимо иметь рабочие столы (15 шт.), стулья (15 шт.), столярные верстаки, стеллажи материалов, стол педагога, полки для инструментов. Перечень специального оборудования: - рабочее автоматизированное место педагога: компьютер, монитор, принтер, - сверлильный станок, электролобзик. Основные инструменты: ножовки, ножовочное полотно, струбцина, круг наждачный, линейка металлическая, рулетка, лобзик, сверло, напильник, дрель, штангенциркуль, ножницы по металлу. Расходные материалы: лак масляный, кисть, клей ПВА, древесина различных пород, растворитель, бумага, ватман, гвозди, грунты, клеи, клейкие пленки, копировальная бумага, краски, крепеж, лаки, машинное масло, растворители, фанера, шурупы, карандаши, копировальная бумага. Информационное обеспечение – видео-, фото-, интернет источники [IY.8-IY.10]. Кадровое обеспечение – педагоги, имеющие высшее или среднее специальное образование, соответствующее профилю Программы.
Учебный план 1-й год
Содержание 1-й год
Теория. Знакомство с группой. Цели и задачи курса. Сведения об истории возникновения и развития деревообрабатывающих промыслов. Художественная обработка материалов. Народные ремесла и промыслы России. Технологии обработки и украшения изделий из древесины. Правила безопасности труда. Практика. Оборудование рабочего места: верстак, столярные, специальные электрифицированные инструменты и приспособления. Выполнение тестового задания.
Теория. Столярные инструменты, их виды, уход за ними. Технологический процесс. Древесина, ее текстура и применение. Инструмент и приспособления для разметки. Практика. Составление технологической документации, технической карты, операционной карты. Переходы и установки. 1-й уровень: Разметка заготовок. Изготовление игрушки по образцу с использованием готовых форм. 2–й уровень: изготовление игрушки из заготовок из древесины с дополнениями фантазийных элементов. Экономный расход материалов.
Теория. Этапы создания изделия. Инструменты, приспособления, оборудование. Практика. Составление технологической документации. 1-й уровень: Выполнение технического рисунка, эскиза, чертежа. Изготовление игрушки из предложенного педагогом материала. 2-й уровень: Выполнение технического рисунка, эскиза, чертежа. Самостоятельный выбор лучшего, прочного, качественного материала для изготовления игрушки при экономичном расходовании. 4. Художественная обработка древесины, выпиливание лобзиком. Теория. Правила работы с лобзиком. Теория художественного выжигания по древесине Практика. Наиболее распространенные виды пропильной резьбы на Руси. Инструменты для пропильной резьбы: лобзик с тонкой пилкой. 1-й уровень: Видео художественного украшения мебели, посуды, домашней утвари, детских игрушек. Художественное выжигание по древесине. Подготовка лобзика к работе. Установка выпиловочного столика. 2-й уровень: Видео художественного украшения крепостных, дворцовых и культовых сооружений. Способы выпиливания и создания ажурной сквозной и накладной резьбы.
Теория Инструменты для строгания. Практика. 1-й уровень: Приемы строгания.Строгание древесины. Изготовление игрушки по образцу, предложенному педагогом. 2-й уровень: Выполнение рисунка, эскиза. Предание заготовке нужных форм и размера в процессе строгания. Изготовление игрушкипо своему эскизу. 6. Фабрика «Деда Мороза». Сверление древесины. Теория. Теория сверления, инструменты. Практика. 1-й уровень: Приемы сверления ручным инструментом. Деревянные резные предметы труда, быта. 2-й уровень: Приемы сверления на станках и электродрелью. Деревянная резная скульптура, предметы труда, быта.
Теория. Применение выжигания для отделки изделий из древесины. Материал для выжигания. Древесина: липа, тополь, ольха, каштан и фанера. Выжигание, как один из способов рисования, только электрическим пером. Прибор для выжигания, электровыжигатель с наконечниками и штифтами. Практика. 1-й уровень: Составление рисунка и композиции. Выжигание плоских, точеных предметов из древесины. 2-й уровень: Составление рисунка и композиции. Сочетание выжигания с выпиливанием, раскрашиванием, росписью по дереву.
Теория. Приемы отделки древесины. Виды и способы отделки древесины. Защита древесины от внешних воздействий. Практика. 1-й уровень: Прозрачная отделка, не прозрачная отделка, имитация отделки. 2-й уровень: Прозрачная отделка, не прозрачная отделка, имитация отделки, специальная отделка.
Практика. Отделка гладким строганием. Циклование предметов. Доводка и зачистка напильниками и шлифовальной шкуркой. Шпатлевание изделий. 10. Роспись по дереву. Теория. Отделка дерева с помощью: пенотекса, краски, лака, мастики, грунтовки. Практика. 1-й уровень: Нанесение рисунка на изделие. Роспись деревянных изделий по шаблону. 2-й уровень: Нанесение рисунка на изделие. Роспись деревянных изделий по самостоятельному эскизу. 11 Подарки и сувениры. Работа с красками. Теория. ТБ при работе с красками. Практика. 1-й уровень: Подготовка рабочего места и изделия. Изучение инструкций по работе с красками. Подготовка кистей, валиков, краски. Подборка колера и оттенка. Проверка качества краски на отходах древесины. Покрытие изделий краской. 2-й уровень: Покрытие краской с помощью краскопульта. Растушевка по волокнам. Выполнение работ водоэмульсионными, масляными, нитроэмалевыми красками. 12 Подарки и сувениры. Работа с лаками. Теория. ТБ при работе с лаками. Практика. 1-й уровень: Подготовка рабочего места и изделия. Изучение инструкций по работе с лаками. Подготовка и зачистка изделия к покрытию лаком. Прозрачная отделка изделия – так называемая – лакирование. Способы покрытия лаком: кистью, тампоном, путем погружения детали в лак, распылителя (краскопульта). 2-й уровень: Покрытие водоэмульсионными красками, с последовательным нанесением на них лака – непрозрачная отделка изделия. 13 Ремонт деревянных изделий и мебели. Теория.Виды ремонтных работ. Крепление деталей из древесины. .Виды креплений. Практика. 1-й уровень: Соединение деталей гвоздями и саморезами. Правила безопасной работы. 2-й уровень: Склеивание деталей. 14. Закрепление пройденного материала. Изготовление изделий на произвольную тему (творческая работа). Практика. 1-й уровень: Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта, поиск информации. Разработка эскизов деталей изделия. Выполнение эскиза, модели изделия. Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. 2-й уровень: Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта, поиск информации. Оформление проектных материалов, презентация проекта.
ТБ: Теория: Правила поведения в мастерской, работа с инструментами и материалами, правила пользования средствами бытовой химии, лаком и красками. Практика: беседа. ОБЖ: Теория: Темы: Поведение в экстремальной ситуации, Пожарная безопасность в быту, ЗОЖ и др. Практика: доклады по темам. ПДД Теория: Беседа о ситуации на дорогах, виде транспортных средств. Практика: Викторины, настольные игры по безопасному поведению на дорогах («Мы спешим в школу», «Веселый пешеход») 16. Подготовка работ к выставке. Практика. Отбор изделий для выставки. Оформление изделий. Оформление выставки. 17. Итоговое занятие. Анализ проделанной работы за год. Аттестация. Подведение итогов и награждение победителей. 18. Вне сетки учебных занятий. Практика. Участие в мастер-классах в Городе мастеров в Измайловском парке (Москва) Учебный план 2-й год обучения
Содержание 2-й год
Теория: Дерево - одно из чудес природы. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Народные ремесла и промыслы России. Технологии обработки и украшения изделий из древесины. Инструменты для разметки, разметка заготовок с помощью шаблона. Инструменты и приспособления для пиления, строгания, сверления, уход за ними. Правила безопасной работы ножовкой, лобзиком Практика. Оборудование рабочего места: верстак, столярные, специальные электрифицированные инструменты и приспособления, заточка инструментов. Выполнение тестового задания.
Теория: Заготовка лесоматериалов для художественной обработки. Строгальные инструменты (шлифтик, фуганок, горбатик, цинубель, зензубель, фальцгобель, калевка), их назначение. Рашпиль и напильники. Практика: составление технологической карты для изготовления игрушки. Посещение местного Краеведческого музея (2 часа). 1-й уровень: Устранение пороков древесины. Обработка деталей стамесками (выдалбливание небольших поверхностей, срезка углов и др.), долотом; сверление обрабатываемых деталей. Процесс отделки покрытия и украшения готовых изделий из древесины: подготовка изделий к отделке, декоративно-художественная отделка и украшение изделий из древесины. 2-й уровень: Устранение пороков древесины. Процесс отделки покрытия и украшения готовых изделий из древесины: создание на изделии защитно-декоративного покрытия, декоративно-художественная отделка и украшение изделий из древесины.
Теория: лобзики и пилки к ним. Выпиливание лобзиком из фанеры. Правила безопасности при выпиливании. Практика: 1-й уровень: Выпиливание изделия по наружному контуру. 2-й уровень: Выпиливание по наружному и внутреннему контурам.
Теория:Приемы обработки древесины с криволинейными формами. Инструменты для выполнения криволинейных форм изделия. Соединения деталей имеющих криволинейные формы. Практика: 1-й уровень: разметка деталей с криволинейными формами: технический рисунок, эскиз, чертеж деталей с криволинейными формами, шаблон. Приемы выпиливания и обработки криволинейных форм: внутренний контур. 2-й уровень: Компьютерное моделирование геометрических моделей из древесины. Приемы выпиливания и обработки криволинейных форм: внутренний контур, наружный контур.
Практика: Техника безопасности при работе выжигательным аппаратом и электролобзиком. 1-й уровень: Отделка изделий выжиганием. Обжиг фанеры, выжигание. 2-й уровень: Отделка изделий выжиганием. Обжиг фанеры, выжигание и гравирование.
Теория: История развития деревянной резьбы и её современное состояние. Контурная резьба. Рельефная резьба. Практика: 1-й уровень: Технология контурной резьбы. Материалы и инструменты. Работа по образцу (на светлом фоне). Контурная резьба по тонированному фону. Композиция анималистического характера. Технология и декоративные особенности геометрической (трехгранно-выемчатой) резьбы. 2-й уровень: Азбука геометрических элементов. Выполнение простого предмета с резной заставкой (вид резьбы по выбору учащегося). Орнаментальная композиция (работа по образцам). 7. Роспись по дереву. Теория: Породы деревьев и их декоративные качества. Виды росписи (Хохломская, Загорская, Городецкая, Урало-сибирская). Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву. Основы цветоведения. Основные сведения о композиции. Орнамент и его виды. Практика: 1-й уровень: Роспись художественных изделий из дерева по предложенному шаблону. 2-й уровень: Построение композиции с различными видами орнамента. Роспись художественных изделий из дерева по самостоятельно разработанному эскизу. 8. Подарки и сувениры. Теория: Разновидность подарков и сувениров. Сборка деталей и соединение изделий. Практика: 1-й уровень: Соединение деталей из древесины саморезами, гвоздями, нагелями, круглыми и квадратными металлическими угольниками и накладками. 2-й уровень: Сборка деталей на клею с дополнительным применением металлического крепежа. 9. Шиповые соединения Теория: Разъемные и неразъемные соединения изделий. Шиповые соединения, их виды. Практика: 1-й уровень: изделия с угловым концевым и угловым серединным шиповым соединением. 2-й уровень: изделия с шиповыми соединениями угловым ящичным и в «полдерева». 10. Ремонт деревянных изделий и мебели. Практика: 1-й уровень: ремонт школьного оборудования и инвентаря. 2-й уровень: мелкий ремонт скамеек, столов, полок и другой мебели. 11. Самостоятельная работа по изготовлению изделий на произвольную тему (творческий проект). Практика: 1-й уровень: Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта, поиск информации. Разработка эскизов деталей изделия. Выполнение эскиза, модели изделия. Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов, презентация проекта. 2-й уровень: Разбор этапов проекта, вызвавших трудности. Поиск и решение проблем, более легкие пути решения «трудных» задач. Оформление проектных материалов, защита проекта. 12. ТБ, ОБЖ, ПДД ТБ: Теория: Правила поведения в мастерской, работа с инструментами и материалами, правила пользования средствами бытовой химии, лаком и красками. Практика: беседа. ОБЖ: Теория: Темы: Безопасное поведение в автономных условиях и др. Практика: Прохождение маршрута с преодолением препятствий (Щёлковский район) ПДД Теория: Беседа о ситуации на дорогах, виде транспортных средств. Практика: Викторины, настольные игры по безопасному поведению на дорогах («Азбука пешехода», «Веселый пешеход») 13. Итоговое занятие. Организация и обсуждение выставки работ учащихся. Практика: Подведение итогов за год. Аттестация. 14. Вне сетки учебных часов Участие в мастер-классах в Городе мастеров в Измайловском парке (Москва Методическое обеспечение программы: Методы обучения. 1. словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение, диалог, дискуссия и др.); 2. наглядные методы: - метод иллюстраций (рассматривание предметных картинок, изделий, таблиц, плакатов); - метод демонстраций (показ мультимедийных презентаций, видеоматериалов, видеоуроков); 3. практические методы (выполнение чертежа, эскиза, технического рисунка изделия). Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др. Формы организации образовательного процесса: групповая. Формы организации учебного занятия: Основной формой занятия является учебное занятие, которое состоит из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть включает в себя сообщение по теме, демонстрация дидактического материала, показ приёмов работы. Во время практической части обучающиеся отрабатывают на практике полученные знания. Например, алгоритм: комбинированного учебного занятия: организационный момент, повторение учебного материала, ТБ, объяснение нового, закрепление, подведение итогов. Кроме того, проводятся:
Педагогические технологии. В ходе реализации программы используются следующие образовательные технологии: технология дифференцированного обучения, информационные технологии, технология проблемного обучения, групповые. Технология дифференцированного обучения. Цель – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Образовательный процесс строится с учётом возможностей обучающихся. На занятия приходят дети разного уровня подготовки, для приобретения одних и тех же навыков им требуется разное время, разные усилия. Слабо подготовленным учащимся требуется больше времени, чтобы изготовить изделие, они могут доделать его на следующем занятии. Также учащимся предлагаются задания, разного уровня сложности. Например, при изучении темы «Резьба по дереву» задание начального уровня сложности – выполнить работу по образцу на светлом фоне, усложнённые – геометрический рисунок резьбы, орнаментальная композиция. Информационные технологии Цель – интенсификация образовательной деятельности. Технология способствует формированию у обучающихся исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. Обучающиеся учатся добывать дополнительную информацию из различных источников: дополнительной литературы по выпиливанию лобзиком, выжиганию по фанере, журналов по деревообработке. С помощью специальных программ обучающиеся разрабатывают компьютерные чертежи изделий и отдельных элементов. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Технология проблемного обучения предполагает: Цель – усвоение способов самостоятельной деятельности. -создание педагогом проблемной ситуации, направляет обучающихся на её решение, организует поиск решения; -обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает свою ситуацию, в результате чего приобретает новые знания, и овладевает новыми способами действия. Обучающиеся сами находят выходы из проблемных ситуаций, не боятся экспериментировать. Формируется познавательный интерес, развиваются практические навыки. Происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности в нахождении ответа. Групповые технологии Цель – обеспечение активности учебного процесса Применение технологии способствует обучению детей работать в группе, слушать товарища, уметь вести диалог, уважать чужое мнение. Объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей. Особенностью групповой технологии является деление учащихся на подгруппы. Задания выдаются так, чтобы была видна работа каждого ребёнка. Например, на занятии по теме «Фабрика «Деда Мороза» каждая подгруппа самостоятельно моделирует эскизы модели из древесины, по этому эскизу начинает работу по сборке своего изделия. Работа в подгруппе дает опыт взаимодействия и взаимопомощи учащихся. Учащиеся закрепляют умения работать по схемам, чертежам, учатся планировать работу в группе, выполнять индивидуальные задания, обсуждать результаты групповой работы. Алгоритм учебного занятия: Традиционноезанятие (комбинированное): - организационный момент; - основная часть с повторением пройденного и объяснением нового материалов; - изготовление изделия; - подведение итогов. Дидактический материал: тематические видеофильмы, методические разработки, наглядные пособия, образцы изделий, плакаты, стенды, схемы, технологические карты, чертежи. Список использованной литературы.
1.1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Редакция с учётом изменений, внесенных Президентом Российской Федерации от 27 марта 2019 г №130 и вступивший в силу с 4 апреля 2019г.) 1.2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р). 1.3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242). 1.4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, адаптированных к системе образования Московской области кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», 2015 г. 1.5. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564). 1.6. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07). 1.7. О направлениях программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 1.8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844). 1.9. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196. 1.10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41). 1.11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12. 1995 №223-ФЗ (ред. от 18.03.2019). 1.12. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-Р. 1.13. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019). 1.14. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) II. Локальные акты. 2.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа автономного учреждения дополнительного образования Детского оздоровительно-образовательного центра «Лесная сказка». Утверждена директором 28.12.2017 г. 2.2.Программа развития автономного учреждения дополнительного образования Детского оздоровительно-образовательного центра «Лесная сказка» ЩМР МО на период 2018-2022 года. Принята к исполнению председателем Управляющего совета Центра «Лесная сказка», Протокол № 2 от 17.09.2018 г. 2.3. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Детского оздоровительно-образовательного центра «Лесная сказка» ЩМР МО. Утвержден постановлением Администрации ЩМР МО № 2399 от 10.09.2015 г.
IY. Специальная литература.
Технология 5 класс.- М.: Мнемозина, 2004.
Технология 6 класс. – М.: Мнемозина 2008.
Интернет-источники 8. https://tvoygarazh.ru/instrumenty/stolyarnyj-instrument.html 9. https://proekt-sam.ru/rezba/rezba-po-derevu-dlya-nachinayushih.html 10.https://5domov.ru/stroitelstvo/soedineniya-derevyannyih-detaley-11-vidov-soedineniy-dereva.html
Y. Список литературы, рекомендуемый учащимся.
Приложение 1 Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Столярная мастерская» Цель мониторинга образовательных результатов учащихся по Программе «Столярная мастерская» - получение объективной информации о состоянии и динамике уровня развития каждого учащегося и объединения в целом. Методологический инструментарий мониторинга Методологический инструментарий мониторинга предусматривает использование следующих методов:
Критерии предметных результатов учащихся разработаны педагогом в соответствии с предметом образовательной деятельности и сроком их обучения по программе; метапредметных - с учетом возрастного развития личностной и познавательной сфер подростков. Для определения личностных результатов развития учащихся использованы материалы д.п.н. Журкиной А..Я. [2.1.]., метапредметные определены в соответствии с уровнем возрастного развития учащихся, предметные – разработаны педагогом. По 10-бальной шкале уровень от 1 до 4 баллов соответствует низкому уровню, от 5до 7 баллов среднему уровню, от 8 до 10 баллов - высокому уровню. Критериями эффективности реализации Программы является динамика основных показателей: 1. Положительная динамика - увеличение значений выделенных показателей по сравнению с предыдущим контрольным этапом исследования;
3.Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей на этапах исследования. Мониторинг проводится 3 раза в течение учебного года в соответствии с планируемыми образовательными результатами. 1.Результаты личностного развития: -творческое отношение к делу - коллективизм, - стремление заниматься самовоспитанием; 2. Метапредметные 1.Регулятивные УУД: - Организация рабочего места. - Определение плана выполнения задания. - Умение оценить выполнение работы. 2. Познавательные УУД: - Умение сравнивать, группировать, анализировать. 3. Коммуникативные УДД: - Владение монологической и диалогической речью. - Коммуникативные -умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 3. Предметные результаты. 1. Знание: - Истории возникновения и развития деревообрабатывающих промыслов; - Техника безопасности; - Знание основных свойств материалов, пород древесины; - Знание терминологии; - Знание условных обозначений; - Знание технологии построения моделей и способы соединения деталей. 2. Умение: - Умение пользоваться чертёжными инструментами. - Умение разбираться в масштабе. 1. Личностное развитие Градация уровней показателя «Отношение» (направленность личности)
Предметные результаты
Приложение № 2 Программа итоговой аттестации по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Столярная мастерская» Контрольно-измерительные материалы 1 год обучения
Уровень 1. Подчеркни правильный ответ. 1. Каким инструментом пользуются при работе? а) ножницы; б) рубанок; в) ножовка; г) пинцет; д) угольник. 2. Во избежание травмирования необходимо: а) в случае порчи инструмента во время работы наточить его; б) применять направитель для опоры полотна инструмента при запиливании; в) проводить чистку стругов (рубанок, шерхебель, фуганок) деревянными клиньями; г) в случае порчи инструмента во время работы незамедлительно заменять его; д) проводить чистку стругов (рубанок, шерхебель, фуганок) щёткой-смёткой; е) следить за натяжкой полотна лучковой пилы. Уровень 2. Продолжи фразу:
Уровень 3. Рассказать о правилах ТБ до начала и по окончании работы. Ответы
Уровень 1. 1.Укажите породу древесины с наибольшей плотностью: а) сосна; б) берёза; в) ель; г) дуб; 2. Для получения проушин в деревянных деталях используют: а) Долото; б) Рубанок; в) Сверло; Уровень 2. Расскажи о свойствах древесины, укажи различия между ними. Уровень 3. Продемонстрируйте процесс изготовления цельнодеревянной ручки (при помощи парового короба), используя способность древесины к гнутью, при этом укажите выбор породы и какие ещё есть способы гнутья древесины?
Ответы
Уровень 1. 1.Какие из инструментов являются чертежными: а) угольник; б) крейцмейсель; в) рейсмус; г) транспортир; д) кернер. Уровень 2. Перечисли основные плоские геометрические фигуры Уровень 3. Расскажи об основных частях скворечника. Ответы
Уровень 1. 1. Которая из линий является линией видимого контура: а) основная, сплошная, толстая линия. б) основная, сплошная, тонкая линия. 2. Как на чертеже обозначается линия невидимого контура? а) непрерывная сплошная линия б) прерывистая (пунктирная) линия Уровень 2. Продолжи фразу: осевая симметрия – это Уровень 3. Посмотри на рисунки и реши, является ли пунктирная линия этих фигур, линией симметрии? Обоснуй ответ. Ответы
Уровень 1. Выбери правильный ответ: 1. Сделать копии модели можно при помощи: а) линейки; б) шаблона; 2. Надёжным считается способ крепления деталей с помощью: а) гвоздей; б) двухстороннего скотча; в) клея; г) саморезов; д) нагелей Уровень 2. Продолжи фразу: При изготовлении моделей из плоских деталей работу можно выполнять по: Уровень 3. Представь: ты учитель. Объясни технологию сборки изделия с помощью клея и саморезов. Ответы
Уровень 1. Выбери правильно виды художественной обработки древесины: а) резьба; б) интарсия; в) токарная обработка; г) столярно-строительная обработка; д) мозаика по дереву; е) фахверк; ж) маркетри; з) роспись по дереву; и) плотничные работы. Уровень 2. Какая древесина лучше всего подходит для резьбы по дереву? Уровень 3. Расскажи о работе с инструментом и технике безопасности при выполнении резьбы по дереву. Ответы
Уровень 1. С помощью каких инструментов можно начертить эллипс? а) циркуля; б) линейки; в) циркуля и линейки; г) двух иголок и нитки; д) угольника; е) эллипсографа. Уровень 2. Продолжи фразу: Поверочный угольник – это … Уровень 3. Как с помощью циркуля нарисовать пятиконечную звезду? Ответы
Уровень 1. Какой масштаб больше (крупнее): а)2:1 или б) 1:2 Уровень2. Какой масштаб предпочтительнее? Как записывается масштаб на чертеже? Уровень 3. Как поступают, если нельзя начертить изделие в натуральную величину? Ответы
Контрольно – измерительные материалы 2-ой год обучения
Уровень 1. Подчеркни правильный ответ. 1.При отпиливании досок ножевку держат под углом: а) 15 градусов; б) 30-40 градусов 2. При опиливании заготовок пальцы рук держат: а) обхватив напильник; б) сверху. Уровень 2. Продолжи фразу: 1.При уборке рабочего места стружки убирают __________________________ 2.При покраске древесины помещение ____________________________ Уровень 3. Рассказать о правилах ТБ при покраске изделия. Ответы
Уровень 1. 1.Текстура древесины на заготовке выглядит светлее у какого изделия: а) сосна; б) дуб; в) ель. 1.Текстура древесины на заготовке, у какого изделия волокна прямее: а) сосна; б) дуб; в) лиственница; г) осина. Уровень 2. Перечисли основные преимущества древесины как материала. Уровень 3. Расскажи наиболее широко распространённые отрасли народного хозяйства, где применяют древесные материалы, для каких конструкций и какого сырья?
Ответы
Уровень 1. Подчеркни правильный ответ. Что выполняют без помощи чертежных инструментов, от руки (без точных размеров)? а) чертёж; б) эскиз. Уровень 2. Продолжи фразу: Технический рисунок это Уровень 3. Сравни чертеж и эскиз. Обоснуй в чём их сходство и различие?
Уровень 1.
а) часть предмета, которая расположена непосредственно в секущей плоскости; б) изображение, полученное в результате мысленного рассечения детали секущей плоскостью. Уровень 2. Какой разрез называется простым, а какой сложным? Уровень 3. Посмотри на рисунки и определи где сечение, а где разрез? Какой разрез сложный, а какой простой? Обоснуй ответ. а) . б)
в)
Ответы
V. Знание технологии построения моделей и способов соединения деталей. Уровень 1.
1. Из каких геометрических фигур сделана машина? а) Квадрат и цилиндр; б) Прямоугольник и круг; в) Конус и квадрат. Уровень 2. Расскажи о способах соединения деталей. Уровень 3. Расскажи и покажи технологию изготовления скворечника. Ответы
Уровень 1. Роспись по дереву – это продолжение какого способа художественной обработки древесины? а) Пирография; б)Точение Уровень 2. Какие разновидности включает в себя мозаика? Уровень 3. В чём сходство и различие различных видов мозаики? Ответы
Уровень 1. Даны следующие размеры геометрической фигуры: R= 30 Какая это фигура? Выбери правильный ответ: а) конус; б) круг Уровень 2. Диаметр круга равен 12 см, начерти круг, вырежи его и раздели на 6 частей. Уровень 3. Нарисуй и расчерти 8-ми конечную звёздочку с радиусом 125мм Ответы
Уровень 1. Выбери,какие масштабы подходят для вычерчивания крупных изделий: а) М 1:1; б) М 1:2; в) М 3:1; г) М 1:2,5; д) М 1:4; е) М 4:1; ж) М 1:5; з) М 1:10. Уровень 2. Рассказать о шкале масштабов. Уровень 3. Рассказать об измерении деталей с помощью углового масштаба.
Ответы
Приложение № 3 Календарный учебный график к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Столярная мастерская» на 2019-2020 год обучения, 1 год обучения
Календарный учебный график к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Столярная мастерская» на 2019-2020 год обучения, 2 год обучения
|
Форма входаПоследние материалы
|