Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Начальное техническое моделирование»Комитет по образованию Администрации Щёлковского муниципального района Московской области
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 Щелковского муниципального района Московской области
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Начальное техническое моделирование» (стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 10-16 лет Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Учитель технологии высшей квалификационной категории Колосов Владимир Анатольевич
г. Щелково 2020 г. Пояснительная записка
На протяжении всей истории человечества Руси и русского народа существовало и существует народное творчество. Оно сохраняет традиции преемственности поколении, влияет на формирование творческих традиций и вкусов. Основу прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Содержание предлагаемой программы по обучению учащихся столярному делу направлено на воспитание творческого труда школьников, развитие их интереса к народному ремеслу, его творчеству и наследию. Столярное дело – позволяет формировать у ребят качественное отношение к труду, прививает целеустремленность, внимательность, развивает самостоятельность. На занятиях ребята закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках физики, математики, черчения, учатся применять их на практике. Для расширения кругозора, запланированы экскурсии, открывающие связь произведений декоративно-прикладного и народного зодчества с жизнью. Объекты разнообразны: отдельные памятники народного зодчества, краеведческие музеи, посещение школьных выставок по декоративно-прикладному творчеству. Направленность программы – художественно-эстетическая (декоративно-прикладное искусство). Обработка древесины – один из распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Оно постоянно развивается благодаря таланту мастера, работающего в центрах народных промыслов России, и совершенствованию деревообрабатывающего оборудования. Изучение на занятиях столярного дела, как части духовного и материального наследия своего народа, будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Набор детей производится в возрасте от 10 до 16 лет. В данном возрасте перед детьми встает вопрос профессионального определения, при этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях. Посещение занятий дает детям понять, являются ли они натурой творческой, обладают ли усидчивостью, терпением, способностью к достижению цели, интересны ли им будут профессии, связанные с обработкой древесины, художественной обработкой древесины. Насколько комфортно им будет в данном виде трудовой деятельности, насколько их радуют занятия, поможет определить посещение объединения «Столярная мастерская». В 10-16 лет определяется мировоззрение детей, происходит стабилизации личности, ребенок открывает для себя свой внутренний мир. На занятиях, допускающих постоянное общение между детьми, воспитываются и укрепляются высокие нравственные качества: взаимопомощь, ответственность и за себя, и за окружающих, доброта, честность. Воспитание и осознание в себе этих качеств поднимает личную самооценку, что очень важно для данного возраста. Место проведения работы – кабинет технологии (мальчики) МОАУ СОШ №2 г. Щелково, соответствующий нормам техники безопасности. Это дает возможность для широкой творческой работы. Для учащихся и родителей школы, района планируются выставки работ по художественной обработке древесины. В целях обмена опыта, приобретения новых идей принимается участие в районных и областных мероприятиях. Дополнительно изучается история народных промыслов, как отчет, будет организован школьный музей, в котором дети проведут экскурсии для младших школьников. В течение года планируется собрание для родителей, на котором разъясняются цели и задачи работы, сообщается о необходимости приобретения материалов, их качестве и количестве. Последующие встречи с родителями – это посещение выставок детских работ. Во время выполнения работ должны быть освоены все приемы обработки древесины, отделка изделий из древесины, художественная обработка древесины, запланированные на данный период. Для достижения высоких результатов используются разнообразные методы и формы работы. В одних случаях используется демонстрация наглядного пособия и подробное словесное объяснение, в других – самостоятельное изучение приемов и последовательности выполнения изделия, взаимопроверку. По мере сложности изучаемого материала используется исследовательский и частично поисковый методы обучения. Наполняемость в группах 15 человек. Занятия проводятся по два раза в неделю: по 4 часа в группе 1-го года обучения и 6 часов в группе 2-го года. Цель программы – формирование у детей навыков работы с деревом, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Научить ребят чувствовать текстуру дерева, направлять ее в нужное русло, обработав ее и покрасив. Знать особенности профессий: столяр, краснодеревщик, плотник. Выполнив содержание данной программы, ребята научатся выполнять грамотно данное задание, что подготовит их к конкуренции на рынке труда и профессии, т.к. они своим трудом, способны поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры. Программа обучения включает в себя: историю возникновения столярного дела, приемы обработки и покраски дерева, характеристику современных станков и оборудования, применения древесины для оформления интерьера и в отделки изделий. Содержание программы строится с учетом изучения основ народного и декоративно-прикладного искусства. Данная программа предполагает личностный ориентированный подход к учащимся: учет их возможностей, интересов, развития творческой самостоятельности при выполнении проектных работ. Старшеклассники, владеющие первоначальными знаниями и умениями, выполняют учебный проект с начала учебного года. Школьники, впервые занимающиеся технологией обработки, выполняют учебный проект на образцах или небольших изделиях, разработанных преподавателем. Совместная творческая работа учителя и учащегося имеет возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой, творческой деятельности, учесть интересы учащихся. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения. Задачи данной программы – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать: - классификацию древесины; - породы древесины; - различать по характерным признакам: цвету, запаху, твердости, текстуре, упругости; - как пользоваться графической документацией (чертежом, эскизом, техническим рисунком); - как пользоваться разметкой и разметочными инструментами (карандаш, линейка, угольник, шаблон); - как пользоваться столярным инструментом и верстаком, а более старшие учащиеся, должны уметь пользоваться столярными станками (сверлильным, токарным, шлифовочным и др.); - как пользоваться лакокрасочными материалами (олифа, пенотекс, краски, лак и др.); - знать и строго соблюдать правила безопасности труда. Учащиеся должны уметь: - уметь организовывать трудовой процесс; - правильно организовывать рабочее место столяра; - технически правильно выполнять приемы обработки древесины; - профессионально выполнять обработку лакокрасочными материалами. Развивающие: - развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; - развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание; - развивать положительные эмоции и волевые качества; - развивать моторику рук, глазомер. В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи: 1. Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия. Другими словами, реализуется идея обогащения внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении и т.п. 2. Опора на личностно ориентированный подход в образовании и игровые технологии. 3. Учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры. Педагогические принципы При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
- поощряется взаимная помощь; - разрешается свободное перемещение в кабинете; Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;
К каждому ребенку применяется индивидуальный подход: - осознание и признание права личности быть не похожей на других; - проявление уважения к личности; - оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; - умение смотреть на проблему глазами ребенка; - учет индивидуально-психологоческих особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность) Индивидуальный подход требует дифференцированного обучения, которое достаточно полно отражено в программе. Непосредственно на занятиях педагог предлагает работы различной степени сложности. Применяется как опережающее обучение, так и упрощенные задания для медленно работающих детей. Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему. Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы. Форма обучения – групповая перекликается с индивидуальной. На базе организованы 2 возрастные группы: 1 группа – дети 10-12 лет, 2 группа – дети старше 12 лет. Группы профильные, состав переменный. Набор учащихся – свободный.
4.Результаты, полученные обучающимися в процессе занятий по программе. При разработке данной программы ставилась цель осуществить возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся, чему будут способствовать конкурсы и выставки, учебно-исследовательские конференции творческих работ учащихся.
Уровни и критерии знаний, умений, навыков на конец обучения
Примерный учебно-тематический план
Содержание. 1.Вводное занятие - 0,5 часа. Теория – 1 час. 1-й уровень: Цели и задачи курса. Народные ремесла и промыслы России. Технологии обработки и украшения изделий из древесины. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. 2-й уровень: Цели и задачи курса. Народные ремесла и промыслы России. Технологии обработки и украшения изделий из древесины. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Сведения о материалах, инструментах, приспособлениях, необходимых для ручной обработки древесины. 2.Мастерство и деятельность человека – 0,5 часа. Теория – 1 час. 1-й уровень: Сведения об истории возникновения и развития деревообрабатывающих промыслов. 2-й уровень: Сведения об истории возникновения и развития деревообрабатывающих промыслов. Художественной обработки материалов. Формирование культуры, преобразующей деятельности применения информационной технологии. 3.Техника безопасности. Рабочее место ученика – 1 час. Теория – 1 час. Практика - 1 час. 1-й уровень: Рабочее место ученика: верстак, инструменты. Техника безопасности при работе с инструментами и при изготовлении изделий. 2-й уровень: верстак и оборудование, применяемое при работе с пиломатериалами, инструменты и специальные, профессиональные инструменты. Создание мастерской для творческой работы. Оборудование мастерской рабочим местом. Наличие столярных, специальных электрифицированных инструментов и приспособлений. 4.Лес – великое национальное богатство – 1 час. Теория – 1 час. 1-й уровень: Роль и значение древесины в жизни человека. Живой фильтр природы. Хранитель воды и плодородия почвы. 2-й уровень: Защита от шума и здоровье человека. Дары леса. Экологический фактор. 5.Древесина – природный конструкционный материал – 1 час. Теория – 1 час. 1-й уровень: Основные свойства дерева и древесины. Строение ствола дерева. Характеристика хвойных и лиственных пород. Породы деревьев. 2-й уровень: Текстура древесины и ее применение. 6.Столярные инструменты, технологический процесс создания изделий – 3 часов. Теория – 1 часа. Практика – 2 часа. 1-й уровень: Столярные инструменты, их виды, уход за ними. 2-й уровень: Технологический процесс. Технологическая документация. Техническая карта. Операционная карта. Переходы и установки. 7.Мастерская деревянной игрушки. Разметка заготовок из древесины – 2 часов. Практика – 2 часа. 1-й уровень: Разметка заготовок. Инструмент и приспособления для разметки. 2-й уровень: Последовательность разметки заготовки. Экономия и расход материалов. 8.Изготовление технических игрушек. Этапы создания изделия – 2 часа. Практика – 2 часа. 1-й уровень: Необходимость выполнения этапов создания изделия. Подбор материала, инструментов, приспособлений оборудования. Выполнение технического рисунка, эскиза, чертежа. 2-й уровень: Выполнение технического рисунка, эскиза, чертежа. Многовариантность и выбор лучшего, прочного, качественного и экономичного. 9. Художественная обработка древесины, выпиливание лобзиком - 2 часа. .Практическая работа – 2 часа. 1-й уровень: Художественное украшение мебели, посуды, домашней утвари, детских игрушек. Художественное выжигание по древесине. Пропильная резьба. Подготовка лобзика к работе. Установка выпиловочного столика. Правила работы с лобзиком. 2-й уровень: Художественное украшение крепостных, дворцовых и культовых сооружений. Способы выпиливания и создания ажурной сквозной и накладной резьбы. 9.Фабрика «Деда Мороза» (изготовление елочных игрушек). Строгание древесины. – 2 часа. Практика – 2 часа. 1-й уровень: Инструменты для строгания. Приемы строгания. 2-й уровень: Предание заготовки нужных форм и размера в процессе строгания. Проверка и контроль качества строгания.
Практическая работа – 2 часа. 1-й уровень: Приемы сверления ручным инструментом. 2-й уровень: Приемы сверления на станках и электродрелью.
Практическая работа – 1 час. 1-й уровень: Наиболее распространенные виды пропильной резьбы на Руси. Инструменты для пропильной резьбы: лобзик с тонкой пилкой. 2-й уровень: Деревянная резная скульптура, предметы труда, быта.
Теория – 1 час. Практическая работа – 2 часа. 1-й уровень: Применение выжигания для отделки изделий из древесины. Прибор для выжигания, электровыжигатель с наконечниками и штифтами. Материал для выжигания. Древесина: липа, тополь, ольха, каштан и фанера. Выжигание, как один из способов рисования, только электрическим пером. Выжигание плоских, точеных предметов из древесины. 2-й уровень: Сочетание выжигания с выпиливанием, раскрашиванием, росписью по дереву.
Теория – 1 час. Практика – 3 часа. 1-й уровень: Приемы отделки древесины. Виды и способы отделки древесины. Защита древесины от внешних воздействий. 2-й уровень: Прозрачная отделка, не прозрачная отделка, имитация отделки, специальная отделка.
Практика – 1 час. 1-й уровень: Отделка гладким строганием. Циклование предметов. Доводка и зачистка напильниками и шлифовальной шкуркой. 2-й уровень: Шпатлевание изделий. 16. Роспись по дереву. Отделочная подготовка – 2 часа. Практическая работа – 2 часа. 1-й уровень: Отделка с помощью: пенотекса, краски, лака, мастики, грунтовки. 2-й уровень: Роспись деревянных изделий. 17. Подарки и сувениры. Последовательность работы с красками – 2 часа. Теория – 1 час. Практика – 1 час. 1-й уровень: Подготовка рабочего места и изделия. Изучение инструкций по работе с красками. Подготовка кистей, валиков, краски. Подборка колера и оттенка. Проверка качества краски на отходах древесины. Покрытие изделий краской. 2-й уровень: Покрытие краской с помощью краскопульта. Растушевка по волокнам. Выполнение работ водоэмульсионными, масляными, нитроэмалевыми красками. 18.Последовательность работы с лаками. – 2 часа. Теория – 1 час. Практика – 1 час. 1-й уровень: Подготовка рабочего места и изделия. Изучение инструкций по работе с лаками. Подготовка и зачистка изделия к покрытию лаком. Прозрачная отделка изделия – так называемая – лакирование. Способы покрытия лаком: кистью, тампоном, путем погружения детали в лак, распылителя (краскопульта). 2-й уровень: Покрытие водоэмульсионными красками, с последовательным нанесением на них лака – непрозрачная отделка изделия. 19. Ремонт деревянных изделий и мебели. Крепление деталей из древесины – 1 час. Практика – 1 час. 1-й уровень: Соединение деталей гвоздями и саморезами. Правила безопасной работы. 2-й уровень: Склеивание деталей. 20. Закрепление пройденного материала. Изготовление изделий на произвольную тему (творческий проект) - 2 часа. Практика – 2 часа. 1-й уровень: Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта, поиск информации. Разработка эскизов деталей изделия. Выполнение эскиза, модели изделия. Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. 2-й уровень: Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта, поиск информации. Оформление проектных материалов, презентация проекта. 21. Подготовка работ к выставке – 1 час. Практика – 1 час. 1-й уровень: Отбор изделий для выставки. Оформление названий изделия и подпись их авторов. 2-й уровень: Подбор проектных материалов. 22. Итоговое занятие. Организация и обсуждение выставки работ учащихся – 2 часа. Практика – 1 час. 1-й уровень: Просмотр работ, выполненных работ школьниками за год, их оценка. Организация и обсуждение выставки работ учащихся. Отбор работ на выставку. Оформление выставки. 2-й уровень: Обсуждение итогов выставки. Отбор работ на выставки регионального и областного масштаба.
Календарный учебный график (1 группа)
Календарный учебный график (2 группа)
Календарный учебный график (3 группа)
Список литература для педагога
Технология 5 класс.- М.: Мнемозина, 2004. . 2. А.Е.Глозман, Е.С.Глозман, О.Б.Ставрова, Ю.Л. Хотунцев. Технология 6 класс. – М.: Мнемозина 2008.
Список литературы для родителей
1. А.Е.Глозман, Е.С.Глозман. Школа резьбы по дереву и токарное творчество. - М.: Эксмо, 2007.
Список литературы для обучающихся
Технология 5 класс.- М.: Просвещение, 2006.
Технология 6 класс. - М.: «Вентана-Граф» 2007.
|
Форма входаПоследние материалы
|