Учебно-тематический план «Спортивный туризм» - 3й год

Учебно-тематический план

реализации дополнительной общеобразовательной программы

«Спортивный туризм»

Год обучения-третий

 

Количество групп - 1                            

Даты

Содержание (темы)

Всего часов

Из них

Примечания

теория

практика

 

Основы туристской подготовки

56

14

42

 

 

Виды туризма, их особенности и перспективы развития

4

4

-

 

 

Спортивный туризм - как вид спорта. Соревнования туристов - виды и классификация.

4

2

2

 

 

Снаряжение

6

2

4

 

 

Организация туристского быта в полевых условиях

10

2

8

 

 

Туристский поход

24

2

22

 

 

Обеспечение безопасности и жизнедеятельности

8

2

6

 

 

Тактико-техническая подготовка

40

7

33

 

 

Пешеходное туристское многоборье, техника и тактика дистанций 1-2 класса

16

1

15

 

 

Лыжное туристское многоборье, техника и тактика дистанций 1-2 класса

10

1

9

 

 

Горное туристское многоборье, техника и тактика дистанций 1-2 класса

10

1

9

 

 

Снаряжение туриста-многоборца

2

2

-

 

 

Тактика прохождения дистанций

2

2

-

 

 

Топография и ориентирование

40

7

33

 

 

Топографическая и спортивная карта

2

1

1

 

 

Способы ориентирования

10

2

8

 

 

Техника ориентирования в походе

6

2

4

 

 

Соревнования по ориентированию

22

2

20

 

 

Краеведение

16

6

10

 

 

Краеведение в туристском походе

4

2

2

 

 

Экскурсионные объекты, музеи родного края

6

2

4

 

 

Общественно полезная работа (охрана природы, памятников культуры)

6

2

4

 

 

Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности.

14

6

8

 

 

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

2

1

1

 

 

Техника безопасности при проведении туристских соревнований

6

2

4

 

 

Оказания первой доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего

4

1

3

 

 

Инструктаж по технике безопасности

2

2

 

 

 

Общая  физическая подготовка.

58

1

57

 

 

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

4

-

4

 

 

Общая физическая подготовка

42

1

41

 

 

Прием контрольных нормативов

4

-

4

 

 

Фото-, видео- дело, самодеятельная песня, изготовление снаряжения, ОБЖ и т.д.

16

-

16

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСЕГО ЧАСОВ:

216

41

175

 

 

вне сетки часов

36

 

 

 

 

Факультативные занятия (контрольное тестирование)

8

 

 

 

 

Многодневный поход

28

 

 

 

 

итого часов

252

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

                                                                       Зав. отделом спортивно-оздоровительной работы

 

                                        (наименование отдела)

_________________________

(ФИО руководителя отдела)

«_____» _______________ 2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

к учебно-тематическому плану

реализации дополнительной общеобразовательной программы

«Спортивный туризм»

(наименование программы)

на 2014-15 учебный год

Учебно-воспитательный процесс, в среде которого находится обучающийся начальной школы, требует от него в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную деятельность (в том числе физическую) и непосредственное познание окружающего его социального мира.

Цель занятий состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности обучающихся, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности.

При этом предполагается решение следующих основных задач:

-      оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;

-      формирование координационных функций;

-      развитие творческой и исполнительной активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала;

-      вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма.

Содержание программы рассчитано на четыре года занятий с учащимися 9 - 14 лет, проявляющими интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Рекомендуемый минимальный состав группы 1-го года занятий- 15 человек, 2-го и последующих лет не менее 12 человек.

В основе замысла программно-методического комплекта лежит идея развивающего обучения (В.В. Давыдова и др.) в процессе совместной деятельности детей и педагога дополнительного образования. Содержание программы опирается на концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А.А. Остапец- Свешников, М.И. Богатов,

О.И. Мотков) и предполагает активное участие в туристско-краеведческой  оздоровительно-познавательной деятельности детей и их родителей.

Примерная учебная программа каждого года занятий рассчитана на 216 часов, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество  и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.

Каждая тема занятий должна предполагать, как организацию активной оздоровительно-спортивной (физические упражнения; подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы; рисование природных объектов; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках; просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов; экскурсии).

Организация оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности должна строиться  дифференцированно, с учетом индивидуальных возрастных и половых особенностей обучающихся и быть личностно-ориентированной. Педагогу важно предусмотреть организацию отдыха детей после интенсивной физической или эмоционально-психологической нагрузки для восстановления ими затраченных сил. Каждое мероприятие: туристская прогулка, мини-соревнования, физические упражнения, экскурсия,- должно предполагать общее оздоровительное, закаливающее воздействие на организм обучающихся, нормализацию всех его функций.

Содержание программы составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, использования ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельности детского оздоровительного туристского объединения.

Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на открытом воздухе, на школьном дворе или в парке (лесопарке). На осенние, зимние и весенние каникулы, предполагается активное участие обучающихся в туристско-краеведческих и спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Педагогическая эффективность оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый обучающийся будет включаться в эту деятельность посредством игровых ролей (командир, физорг, ремонтный мастер, штурман, дежурный, заведующий снаряжением, санинструктор, а так же знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток улицы, знаток достопримечательностей). При этом педагогу необходимо формировать у обучающихся ответственное отношение к исполнению ролевых обязанностей, коллективизм, пунктуальность, инициативность.

Программа предусматривает проведение систематической (не менее 2 раза в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования обучающихся, с целью наблюдения и контроля над влиянием занятий оздоровительно-познавательным туризмом на их организм и отслеживания динамики развития функциональных, физических и творческих способностей детей, развития их личности и уровня самоопределения. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать объем, интенсивность и продолжительность нагрузок, а также поможет при разработке личностно-ориентированных «образовательных маршрутов» для каждого воспитанника. Вне сетки часов вынесены: Факультативные занятия (контрольное тестирование), а также зачетный трёхдневный поход.

 

 

Основные направления воспитательной работы спортивно-туристского объединения школы № 2 (руководитель Колосов В.А.)

 

 

Основные направления работы

 

 

Мероприятие

 

Дата

 

Участники

 

Отметка

о выполне

нии

Традиционные дела объединения

Колыбель талантов

Публичный отчет  объединения  по итогам работы в 2013-14гг.

Выпуск стенгазеты

09-10.09

 

 

 

 

 «Доброта спасет мир»

(нравственное,

трудовое воспитание)

«Семейные ценности, традиции, реликвии» - конкурс семейных журналов, путешествий.

 

22.10

 

 

 

 

 

 «И  дым Отечества нам сладок и прия

тен»

(гражд. восп.)

Экскурсия по Щелкову

15.11

 

 

 «Здоровье нации»

Беседа «Береги себя от простуды»

Участие в спортивных соревнованиях.

День здоровья

16.12

 

 

 

«Ученье — путь к уменью»

 Вечер посвященный  дню «Защитника Отечества»

 

21.02.2015

 

 

«Я в мире»

Правовое воспитание

«Семь чудес света» тематический вечер

17.03

 

 

Работа с родителями

Работа с родительским активом. Индивидуальные беседы.

24.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления работы с родителями

 

 

Основные направления работы

 

 

Мероприятие

 

Дата

 

Участники

 

Отметка

о выполне

нии

Вводное занятие

Собрание – ознакомление с планом работы и предстоящими соревнованиями

09.09. 2014

Родители и учащиеся

 

Поход выходного дня

Совместный однодневный поход родителей и учащихся

14.09.

 

 

Снаряжение

Подготовка, приобретение и хранение личного снаряжения

21.01. 2015

 

 

Патриотическое воспитание

Вечер посвященный  дню «Защитника Отечества»

21.02.

 

 

Успеваемость учащихся

Повышение качества успеваемости и планирование учебной подготовки

март

 

 

ПВД

Разработка маршрутов и подготовка документов и снаряжения

апрель

 

 

Работа с родителями

Работа с родительским активом. Индивидуальные беседы.

24.05

 

 

 

 

 

 

Расписание занятий

Вторник с 18-20 до 19-50

Воскресение с 14-30 до 17-40

 

Форма входа