Учебно-тематический план «Спортивный туризм» - 3й годУчебно-тематический план реализации дополнительной общеобразовательной программы «Спортивный туризм» Год обучения-третий
Количество групп - 1
СОГЛАСОВАНО Зав. отделом спортивно-оздоровительной работы
(наименование отдела) _________________________ (ФИО руководителя отдела) «_____» _______________ 2014 г.
Пояснительная записка к учебно-тематическому плану реализации дополнительной общеобразовательной программы «Спортивный туризм» (наименование программы) на 2014-15 учебный год Учебно-воспитательный процесс, в среде которого находится обучающийся начальной школы, требует от него в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную деятельность (в том числе физическую) и непосредственное познание окружающего его социального мира. Цель занятий состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности обучающихся, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности. При этом предполагается решение следующих основных задач: - оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды; - формирование координационных функций; - развитие творческой и исполнительной активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала; - вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма. Содержание программы рассчитано на четыре года занятий с учащимися 9 - 14 лет, проявляющими интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Рекомендуемый минимальный состав группы 1-го года занятий- 15 человек, 2-го и последующих лет не менее 12 человек. В основе замысла программно-методического комплекта лежит идея развивающего обучения (В.В. Давыдова и др.) в процессе совместной деятельности детей и педагога дополнительного образования. Содержание программы опирается на концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А.А. Остапец- Свешников, М.И. Богатов, О.И. Мотков) и предполагает активное участие в туристско-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности детей и их родителей. Примерная учебная программа каждого года занятий рассчитана на 216 часов, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде. Каждая тема занятий должна предполагать, как организацию активной оздоровительно-спортивной (физические упражнения; подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы; рисование природных объектов; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках; просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов; экскурсии). Организация оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности должна строиться дифференцированно, с учетом индивидуальных возрастных и половых особенностей обучающихся и быть личностно-ориентированной. Педагогу важно предусмотреть организацию отдыха детей после интенсивной физической или эмоционально-психологической нагрузки для восстановления ими затраченных сил. Каждое мероприятие: туристская прогулка, мини-соревнования, физические упражнения, экскурсия,- должно предполагать общее оздоровительное, закаливающее воздействие на организм обучающихся, нормализацию всех его функций. Содержание программы составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, использования ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельности детского оздоровительного туристского объединения. Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на открытом воздухе, на школьном дворе или в парке (лесопарке). На осенние, зимние и весенние каникулы, предполагается активное участие обучающихся в туристско-краеведческих и спортивно-оздоровительных мероприятиях. Педагогическая эффективность оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый обучающийся будет включаться в эту деятельность посредством игровых ролей (командир, физорг, ремонтный мастер, штурман, дежурный, заведующий снаряжением, санинструктор, а так же знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток улицы, знаток достопримечательностей). При этом педагогу необходимо формировать у обучающихся ответственное отношение к исполнению ролевых обязанностей, коллективизм, пунктуальность, инициативность. Программа предусматривает проведение систематической (не менее 2 раза в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования обучающихся, с целью наблюдения и контроля над влиянием занятий оздоровительно-познавательным туризмом на их организм и отслеживания динамики развития функциональных, физических и творческих способностей детей, развития их личности и уровня самоопределения. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать объем, интенсивность и продолжительность нагрузок, а также поможет при разработке личностно-ориентированных «образовательных маршрутов» для каждого воспитанника. Вне сетки часов вынесены: Факультативные занятия (контрольное тестирование), а также зачетный трёхдневный поход.
Основные направления воспитательной работы спортивно-туристского объединения школы № 2 (руководитель Колосов В.А.)
Основные направления работы с родителями
Расписание занятий Вторник с 18-20 до 19-50 Воскресение с 14-30 до 17-40 |
Форма входаПоследние материалы
|