Учебно-тематический план "Спортивный туризм" - 1й год

Учебно-тематический план

реализации дополнительной общеобразовательной программы

«Спортивный туризм»

Год обучения-первый

 

Количество групп - 1                            

Даты

Содержание (темы)

Всего часов

Из них

Примечания

теория

практика

 

Основы туристской подготовки.

98

30

68

 

 

История развития туризма

2

2

-

 

 

Спортивный туризм.

2

2

 

 

 

Личное и групповое туристское снаряжение

8

2

6

 

 

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

18

4

14

 

 

Подготовка к походу, путешествию

16

4

12

 

 

Питание в туристском походе

8

2

6

 

 

Туристские должности в группе

4

2

2

 

 

Правила движения в походе, преодоление препятствий

18

4

14

 

 

Техника безопасности при проведении соревнований, походов, занятий

12

4

8

 

 

Подведение итогов туристского путешествия

10

4

6

 

 

Тактико-техническая подготовка.

28

8

20

 

 

Техника и тактика пешеходного туризма

10

2

8

 

 

Техника и тактика лыжного туризма

8

2

6

 

 

Техника и тактика горного туризма

6

2

4

 

 

Снаряжение туриста-многоборца

4

2

2

 

 

Топография и ориентирование.

38

14

24

 

 

Понятие о топографической и спортивной карте

4

2

2

 

 

Условные знаки

6

2

4

 

 

Ориентирование по горизонту, азимут

4

2

2

 

 

Компас, работа с компасом

4

2

2

 

 

Измерение расстояний

4

2

2

 

 

Способы ориентирования

4

2

2

 

 

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

6

2

4

 

 

Соревнования по ориентированию и контрольные

6

 

6

 

 

Краеведение.

12

5

7

 

 

История города, микрорайона, школы

4

2

2

 

 

Флора и фауна родного края

4

2

2

 

 

Общественно полезная работа (охрана природы, памятников культуры)

4

1

3

 

 

Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности.

14

8

6

 

 

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

2

1

1

 

 

Походная медицинская аптечка

4

2

2

 

 

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

4

2

2

 

 

Простейшие приемы транспортировки пострадавшего

2

1

1

 

 

Инструктаж по технике безопасности

2

2

 

 

 

Общая  физическая подготовка.

26

2

24

 

 

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

1

1

-

 

 

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

4

1

3

 

 

Общая физическая подготовка

21

 

21

 

 

ВСЕГО ЧАСОВ:

216

67

149

 

 

вне сетки часов

36

 

36

 

 

участие в соревнованиях и слетах

20

 

20

 

 

зачетный 2-х дневный поход

16

 

16

 

 

итого часов

252

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

                                                                       Зав. отделом спортивно-оздоровительной работы

                                        (наименование отдела)

 

(ФИО руководителя отдела)

«___01__» сентября  2014 г.

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

к учебно-тематическому плану

реализации дополнительной общеобразовательной программы

«Спортивный туризм»

(наименование программы)

на 2014-15 учебный год

Учебно-воспитательный процесс, в среде которого находится обучающийся начальной школы, требует от него в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную деятельность (в том числе физическую) и непосредственное познание окружающего его социального мира.

Цель занятий состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности обучающихся, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности.

При этом предполагается решение следующих основных задач:

-      оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;

-      формирование координационных функций;

-      развитие творческой и исполнительной активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала;

-      вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма.

Содержание программы рассчитано на четыре года занятий с учащимися 9 - 14 лет, проявляющими интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Рекомендуемый минимальный состав группы 1-го года занятий- 15 человек, 2-го и последующих лет- не менее 12 человек.

В основе замысла программно-методического комплекта лежит идея развивающего обучения (В.В. Давыдова и др.) в процессе совместной деятельности детей и педагога дополнительного образования. Содержание программы опирается на концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А.А. Остапец- Свешников, М.И. Богатов, О,И. Мотков) и предполагает активное участие в туристско-краеведческой  оздоровительно-познавательной деятельности детей и их родителей.

Примерная учебная программа каждого года занятий рассчитана на 216 часов, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество  и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.

Каждая тема занятий должна предполагать, как организацию активной оздоровительно-спортивной (физические упражнения; подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы; рисование природных объектов; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках; просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов; экскурсии).

Организация оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности должна строиться  дифференцированно, с учетом индивидуальных возрастных и половых особенностей обучающихся и быть личностно-ориентированной. Педагогу важно предусмотреть организацию отдыха детей после интенсивной физической или эмоционально-психологической нагрузки для восстановления ими затраченных сил. Каждое мероприятие: туристская прогулка, мини-соревнования, физические упражнения, экскурсия,- должно предполагать общее оздоровительное, закаливающее воздействие на организм обучающихся, нормализацию всех его функций.

Содержание программы составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, использования ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельности детского оздоровительного туристского объединения.

Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на открытом воздухе, на школьном дворе или в парке (лесопарке). На осенние, зимние и весенние каникулы, предполагается активное участие обучающихся в туристско-краеведческих и спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Педагогическая эффективность оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый обучающийся будет включаться в эту деятельность посредством игровых ролей (командир, физорг, ремонтный мастер, штурман, дежурный, заведующий снаряжением, санинструктор, а так же знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток улицы, знаток достопримечательностей). При этом педагогу необходимо формировать у обучающихся ответственное отношение к исполнению ролевых обязанностей, коллективизм, пунктуальность, инициативность.

Программа предусматривает проведение систематической (не менее 2 раза в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования обучающихся, с целью наблюдения и контроля над влиянием занятий оздоровительно-познавательным туризмом на их организм и отслеживания динамики развития функциональных, физических и творческих способностей детей, развития их личности и уровня самоопределения. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать объем, интенсивность и продолжительность нагрузок, а также поможет при разработке личностно-ориентированных «образовательных маршрутов» для каждого воспитанника.

Вне сетки часов вынесены: участие в соревнованиях и слётах, а также зачетный двухдневный поход.

 

Основные направления воспитательной работы спортивно-туристского объединения школы № 2 (руководитель Колосов В.А.)

 

 

Основные направления работы

 

 

Мероприятие

 

Дата

 

Участники

 

Отметка

о выполне

нии

Традиционные дела объединения

Колыбель талантов

Публичный отчет  объединения  по итогам работы в 2013-14гг.

Выпуск стенгазеты

09-10.09

 

 

 

 

 «Доброта спасет мир»

(нравственное,

трудовое воспитание)

«Семейные ценности, традиции, реликвии» - конкурс семейных журналов, путешествий.

 

21-22.10

 

 

 

 

 

 «И  дым Отечества нам сладок и прия

тен»

(гражд. восп.)

Экскурсия по Щелкову

15.11

 

 

 «Здоровье нации»

Беседа «Береги себя от простуды»

Участие в спортивных соревнованиях.

День здоровья

15-16.12

 

 

 

«Ученье — путь к уменью»

 Вечер посвященный  дню «Защитника Отечества»

 

21.02

 

 

«Я в мире»

Правовое воспитание

«Семь чудес света» тематический вечер

16-17.03

 

 

Работа с родителями

Работа с родительским активом. Индивидуальные беседы.

24.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления работы с родителями

 

 

Основные направления работы

 

 

Мероприятие

 

Дата

 

Участники

 

Отметка

о выполне

нии

Вводное занятие

Собрание – ознакомление с планом работы и предстоящими соревнованиями

09.09. 2014

Родители и учащиеся

 

Поход выходного дня

Совместный однодневный поход родителей и учащихся

14.09.

 

 

Снаряжение

Подготовка, приобретение и хранение личного снаряжения

21.01. 2015

 

 

Патриотическое воспитание

Вечер посвященный  дню «Защитника Отечества»

21.02.

 

 

Успеваемость учащихся

Повышение качества успеваемости и планирование учебной подготовки

март

 

 

ПВД

Разработка маршрутов и подготовка документов и снаряжения

апрель

 

 

Работа с родителями

Работа с родительским активом. Индивидуальные беседы.

24.05

 

 

 

 

Расписание занятий

Понедельник с 18-20 до 19-50

Воскресение с 11-00 до 14-10

 

 

Форма входа