Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивное ориентирование»
Комитет по образованию Администрации Щёлковского муниципального района Московской области Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 Щелковского муниципального района Московской области
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивное ориентирование» (стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 10-16 лет Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Учитель технологии высшей квалификационной категории Колосов Владимир Анатольевич
г. Щелково 2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по спортивному ориентированию для этапа начальной подготовки 1 года обучения (далее – Рабочая программа) составлена на основе программы для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, авторов Ю.С.Воронов; Ю.С.Константинов., (2000 года), в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», нормативных документов Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму (Нормативно–правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ от 25.01.95 № 96–ИТ). Настоящая программа имеет физкультурно-спортивную направленность, она является модифицированной, составлена на основе образовательной программы для системы дополнительного образования детей «Спортивное ориентирование». Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивного развития младших школьников. В процессе обучения дети, имеющие разные стартовые способности, осваивают основы спортивного ориентирования, развивают общую и специальную физическую подготовку, познают местность родного края и исторические достопримечательности, развивают геометрическое мышление и познают основы тактического мастерства. В настоящее время важным элементом Концепции развития дополнительного образования детей определяется миссия дополнительного образования, как социокультурной практики развития мотивации подрастающего поколения к формированию культуры здорового образа жизни, к выработке навыков организации свободного времени, его творческого использования в труде. Программа ориентирована на целенаправленную организацию и планомерное формирование физкультурно-спортивной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию обучающихся. Программа содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки 1 года обучения. Программа «Спортивное Ориентирование» даёт возможность ребёнку сформировать свои лидерские и личностные качества, реализовать свои силы, знания и физические способности в рамках своего свободного времени и организовать свое жизненное пространство. Новизна программы состоит в том, что при разработке программы был учтён передовой опыт обучения и тренировки юных спортсменов–ориентировщиков, результаты научных исследований по юношескому спорту, практические рекомендации по возрастной физиологии и педагогике, спортивной медицине, гигиене и психологии. Наполняемость и режим учебно-тренировочной работы в группе начальной подготовки 1 года обучения составлены в соответствии с требованиями СанПиНа и методическими рекомендациями по организации деятельности спортивных школ и учреждений физкультурно-спортивной направленности в Российской Федерации.
Цель программы: Создание условий для самореализации, социальной адаптации, повышения уровня оздоровления, самоопределения личности ребёнка, выявление и поддержка талантливых детей, формирование творческих способностей учащихся. Задачи: Воспитательные: - формировать потребность в здоровом образе жизни, навыки безопасного поведения; - содействовать всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся; - воспитывать бережное отношение к природе; - формировать самостоятельность и воспитать высокие волевые и морально–этические качества; Развивающие: - выявлять задатки и способности к спортивной деятельности; - раскрывать творческие способности; - развивать лидерские качества, развить организаторские и коммуникативные навыки; Обучающие: - овладевать техникой и тактикой ориентирования на местности; - читать карты - понимать и объемно представлять то, что изображено на них с помощью условных знаков, применяемых для спортивных карт; - опознавать ориентиры на местности и сопоставлять их с картой, или наоборот; - измерять расстояния на карте и на местности; - работать с компасом при определении расположения ориентиров на местности, для ориентирования карты и определения направлений движения; - обучать умению вести простейшие наблюдения; - приобретать специальные знания по вопросам туризма (вязка узлов, оказание доврачебной помощи, лыжные и велосипедные походы и т.д.);
В процессе реализации программы обучающиеся
Содержание программы рассчитано на 1 год занятий с учащимися 5 – 8 классов общеобразовательной школы, проявляющими интерес к практическому применению знаний по геометрии и черчению, физической культуре, туризму и краеведению. Минимальный состав группы 1-го года обучения - 15 человек. Программа предлагает активное участие в туристско-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности детей и их родителей, а так же активное участие обучающихся в туристских и спортивно-оздоровительных мероприятиях. Примерная учебная программа одного года занятий рассчитана на 38 часов, с сентября по май включительно из расчёта недельной нагрузки – 1 час в неделю, в том числе контрольно-переводные мероприятия и участие в соревнованиях. Продолжительность занятий, не превышает одного академического часа в помещении и на местности. В каникулярное время количество и продолжительность занятий увеличивается при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности обучающихся на свежем воздухе в природной среде (соревнования – не более 5 часов). Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на открытом воздухе, на школьном дворе или в парке (лесопарке). Обучающиеся по окончании года обучения должны Знать: правила «Ориентировщика», основы безопасности дома в школе и в природной среде, личную гигиену и основные принципы организации соревнований, этапы подготовки ознакомления с местностью. Уметь: составлять простейший план местности, устанавливать тент, читать основные топографические знаки. Иметь навыки: подготовки к однодневному походу, работы с картой и компасом, оказания первой доврачебной помощи, преодоления естественных препятствий (спуск, подъём), разносторонней общей физической (в том числе кроссовой) и специальной подготовки.
Тематический учебный план объединения «Спортивное ориентирование»
Содержание.
1. Вводное занятие (1час). История возникновения и развития спортивного ориентирования. Охрана природы. Порядок и содержание работы спортивной школы. Краткий исторический обзор развития ориентирования как вида спорта в России и за рубежом. Характеристика современного состояния спортивного ориентирования. Прикладное значение ориентирования. Особенности спортивного ориентирования. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Массовые соревнования юных ориентировщиков. Меры по обеспечению сохранения природы в местах проведения тренировок и соревнований.
2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях (1 час). Поведение на улице во время движения к месту занятий и на учебно-тренировочном занятии. Техника безопасности при проведении занятий на местности и соревнований. Контрольное время на тренировках и соревнованиях. Обеспечение безопасности участников (аварийный азимут, ограничивающие ориентиры, умение выходить из леса при потере ориентировки).
3. Одежда и снаряжение ориентировщика (1 час). Снаряжение спортсменов–ориентировщиков. Компас, планшет, карточка участника. Одежда и обувь ориентировщиков. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды ориентировщиков при различных погодных условиях.
4. Топография, условные знаки. Спортивная карта (1 час). Зрительное знакомство с объектами местности, их словесное описание. Особенности топографической подготовки ориентировщиков. Спортивная карта, условные знаки, цвета карты, масштаб карты. Измерение расстояний на карте и на местности. Создание простейших планов и схем (класса, школьного двора, т.п.). Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Снятие азимута. Движение по азимуту.
5. Техническая подготовка (3 часа). Держание карты. Держание компаса. Сопоставление карты с местностью. Снятие азимута. Выдерживание азимута. Измерение расстояний на местности парами шагов. Определение точки стояния. Простейшая топографическая съемка местности вдоль линейных ориентиров. Ориентирование вдоль линейных ориентиров. Ориентирование при смене направления вдоль линейных ориентиров. Чтение объектов с линейных ориентиров. Взятие КП, расположенных в пределах видимости от линейных ориентиров. Выбор варианта движения между КП. Ориентирование на коротких этапах с тормозными ориентирами. Кратчайшие пути, срезки. Передвижение классическими лыжными ходами. Обучение технике спуска со склонов в высокой, основной и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов “елочкой”, “полуелочкой”, “лесенкой”, ступающим шагом. Обучение поворотам на месте и в движении.
6. Тактическая подготовка (3 часа). Планирование путей прохождения дистанции при использовании линейных ориентиров. Выбор пути движения между КП. Использование соперника при выходе на КП. Раскладка сил на дистанции соревнований. Особенности тактики в различных видах соревнований по ориентированию.
7. Основные положения правил соревнований по спортивному ориентированию (1 час). Правила соревнований. Виды соревнований по спортивному ориентированию. Права и обязанности участников. Подготовка к соревнованиям. Возрастные группы. Контрольное время. Техническая информация о дистанции. Состав судейской коллегии, права и обязанности судей.
8. Общая физическая подготовка (10 часов).. Всесторонняя физическая подготовка – основа для достижения высоких и стабильных результатов в ориентировании. В качестве средств общей физической подготовки применяются: спортивные и подвижные игры; равномерный кроссовый бег умеренной интенсивности; лыжный кросс; плавание; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами на развитие координации движений, силовой и общей выносливости, ловкости, силы мышц ног, рук, спины, брюшного пресса; общеразвивающие подготовительные упражнения, выполняемые в различных исходных положениях (стоя, сидя, лёжа), на месте и в движении, с наклонами, поворотами и размахиваниями, прыжками (на одной, двух ногах, с места и с разбега) и другие, ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе. Бег вперед и спиной вперед. Бег на носках. Бег с изменением направления и скорости. Упражнения для ног. Поднимание на носках, приседания, махи в лицевой и боковой плоскостях, выпады, подскоки. Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки. Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения и повороты головы. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны, круговые вращения. В положении лежа – поднимание и опускание ног. Упражнения с партнером. Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом. Игры на внимание, сообразительность, координацию. Эстафеты с преодолением препятствий, с предметами, прыжками и бегом в различной комбинации. Туризм. Однодневные походы с использованием мелкомасштабной и крупномасштабной карты. Задачи таких походов на данном этапе подготовки: — приобретение привычки к пребыванию в незнакомом лесу без карты и компаса; — обретение уверенности в ситуации "один в незнакомом лесу"; — выработка навыков нахождения путей выхода из незнакомого леса.
9. Специальная физическая подготовка (6 часов). Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических качеств, специфических для спортсменов–ориентировщиков: специальной выносливости, быстроты, ловкости, силовой выносливости. Упражнения для развития выносливости. Бег в равномерном темпе по равнинной и слабопересеченной местности. Бег с картой. Ходьба на лыжах на дистанции от 2 до 8 км. Туристские походы. Упражнения на развитие быстроты. Бег с высокого и низкого старта на дистанции 30, 60 метров. Челночный бег. Бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра. Эстафеты с элементами спортивного ориентирования. Упражнения на развитие ловкости. Ходьба по гимнастической скамейке, кувырки. Прыжки в высоту через планку, скамейку, поваленное дерево с одной и двух ног. Спрыгивание вниз с возвышения. Упражнения на равновесие. Слалом между деревьями. Упражнения для развития силы и силовой выносливости. Сгибание и разгибание рук лежа на гимнастической скамейке. Поднимание туловища из положения лежа. Приседания на двух ногах. Прыжки и многоскоки на одной и двух ногах.
10. Строение и функции организма человека, питание, режим, гигиена, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена (1 час). Строение организма человека. Костно-связочный аппарат, мышцы, их строение и взаимодействие. Понятие о гигиене, гигиена физических упражнений и спорта. Гигиенические основы труда и отдыха. Питание. Значение питания как фактора сохранения и укрепления здоровья. Назначение белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля при занятиях спортом. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настроение и работоспособность.
11. Контрольные упражнения и соревнования (3 часа). Участие в течение года в 2–3 соревнованиях по ОФП и в 3–6 соревнованиях по спортивному ориентированию по своей возрастной группе. Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности.
12.Походная практика. Первоначальные представления о тактике прохождения дистанции. Краткая характеристика техники спортивного ориентирования (3 часа). Понятие о технике спортивного ориентирования. Значение техники для достижения высоких спортивных результатов. Приемы и способы ориентирования. Технико–вспомогательные действия. Отметка на контрольном пункте (КП). Восприятие и проверка номера КП. Правильное держание спортивной карты. Контрольная карточка и легенды КП. Типичные ошибки при освоении техники спортивного ориентирования. Взаимосвязь техники и тактики в обучении ориентировщиков. Последовательность действий ориентировщиков при прохождении соревновательной дистанции. Понятие о тактическом плане. Взаимосвязь скорости передвижения и технико–тактических действий. Действия спортсмена при потере ориентировки и при встрече с соперником. Анализ соревнований.
13. Медицинское обследование (1 час). Постановка на учёт и прохождение медицинского обследования в медпункте школы. 14. Основы туристской подготовки (3 часа). Личное и групповое туристское снаряжение. Виды костров. Организация бивуаков, лагеря. Организация питания в полевых условиях, набор продуктов, приготовление пищи на костре. Гигиена в условиях полевого лагеря. Распределение временных и постоянных обязанностей в группе. Обеспечение безопасности при проведении полевого лагеря. Личное и групповое туристское снаряжение. Виды костров. Организация бивуаков, лагеря. Организация питания в полевых условиях, набор продуктов, приготовление пищи на костре. Гигиена в условиях полевого лагеря. Распределение временных и постоянных обязанностей в группе. Обеспечение безопасности при проведении полевого лагеря.
Рекомендуемый перечень личного туристского снаряжения обучающегося.
Календарный учебный график
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: программу для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва «Спортивное ориентирование», 2000 г., Ю.С.Воронов; Ю.С.Констонтинов и программу для дополнительного образования детей «Спортивное ориентирование», 2001 г. Ю.В.Лукашов, В.А. Ченцов.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. – М.: Физкультура и спорт, 1983. 2. Борилькевич В.Е., Зорин А.И., Михайлов Б.А., Ширинян А.А. Основы беговой подготовки в спортивном ориентировании.– С.–Петербург, 1994. 3. Волков В.Н. Восстановительные процессы в спорте.– М.: Физкультура и спорт, 1977. 4. Воробьев А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. М.: Физкультура и спорт, 1989. 5. Воронов Ю.С. Комплексный педагогический контроль в спортивном ориентировании: Учебное пособие.– Смоленск: СГИФК, 1995. 6. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Воронов Ю.С., Николин М.В., Малахова Г.Ю. Методика обучения юных ориентировщиков технико–тактическим действиям и навыкам: Учебное пособие.– Смоленск, 1998. 2. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник. – М.: Физкультура и спорт, 1987. 3. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика.– М.: Физкультура и спорт, 1985.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. Борилькевич В.Е., Зорин А.И., Михайлов Б.А., Ширинян А.А. Основы беговой подготовки в спортивном ориентировании.– С.–Петербург, 1994. 2.Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков: Учебное пособие.– Смоленск: СГИФК, 1998. 3. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика.– М.: Физкультура и спорт, 1985.
|
Форма входаПоследние материалы
|