Рабочая программа 6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ТЕХНОЛОГИИ

(базовый уровень)

6 класс

 

 

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии 6 класс

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по технологии основного общего образования (Приказ министерства образования РФ №1312 от 09.03.2004г.), на основе авторской программы  В. Д.Симоненко (В. Д.Симоненко «Технология. Технический труд» 6 класс: сборник программ-М.:Вентана-Граф,2007.)образовательной программы школы на 2014-2015 учебный год, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Выбор программы объясняется полным соответствием количества часов, выделенным на изучение предмета учебным планом школы на 2014-2015 учебный год (68 часа в год, 2 часа в неделю) и количеством часов по авторской программе    В.Д Симоненко. В связи с этим количество часов на прохождение основных тем предмета не изменено. Последовательность прохождения тем соответствует авторской программе. Количество контрольных работ  соответствует авторской программе.

     Знания, умения и навыки, предусмотренные рабочей программой, соответствуют ЗУНам государственных стандартов образования.

         Рабочая программа имеет базовый уровень и направлена на достижение следующих целей:

  • освоение  технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приёмами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение  опыта применения политических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

          На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоя­щее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, кото­рые определяют задачи обучения:

          • приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологиче­ских проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;

          • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предпри­имчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

          • овладение способами деятельностей:

          - умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответст­венность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;

          - способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, тек­стами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, приме­нять их для расширения своих знаний;

          - умение работать в группе: устанавливать  хорошие  взаимоотношения,  разрешать  конфликты  и т. д.;

          • освоение компетенций - коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающей.

                    Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

          В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

          По окончании курса технологии в 6 классе основной школы учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами для рукодельных работ, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области обработки текстильных материалов, изготовления и художественного оформления изделий декоративно-прикладного творчества.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение обще трудовыми умениями и навыками.

   Наряду с традиционными методами обучения применяется метод проектов и кооперированная деятельность учащихся. В течение всего периода обучения «Технологии» каждый учащийся выполняет 4 проекта (по одному в год).    

    Учащиеся  обучаются безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием. Каждый урок начинается с инструктажа по правилам ТБ.  Использование нагревательных приборов школьникам разрешается осуществлять только под наблюдение учителя. Серьезное внимание уделяется соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены. Акценты сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Школьники учатся прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают.

Программа состоит из следующих разделов: «Технология обработки древесины», «Технология обработки металлов», «Элементы машиноведения» и рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год)

Требования к уровню подготовки учащихся, планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

   - основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам;

    уметь графически изображать основные виды механизмов передач; - виды пиломатериалов;

    - иметь общее представление о черных и цветных металлах, о процессе их производства;    - иметь понятие о процессе и основных условиях обработки материалов (древесины и металлов) резанием, давлением, заполнением объемных форм;

   - основные элементы геометрии простейших режущих инструментов, уметь осуществлять их контроль; - общее устройство и принцип работы дерево- и металлообрабатывающих станков токарной группы;

   - иметь представление о способах отделки и художественной обработки поверхностей деталей; уметь украшать изделия выжиганием, резьбой по дереву, чеканкой; полировать, покрывать морилкой, лаками, окрашивать поверхности водными и масляными красками; - иметь общее представление о способах изготовления деталей (изделий) путем заполнения объемных форм (литье, прессование, порошковая металлургия); уметь отливать детали простых форм из гипса, носка (стеарина). - возможности и уметь использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов и получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий; - условия рациональной организации рабочего места и безопасного труда при обработке материалов ручными инструментами и на металлорежущих станках; - основные виды инструментов для резьбы по дереву, выполнять простейшие операции резьбы (по окрашенной поверхности, геометрической, контурной).

Учащиеся должны уметь:

   - читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

   - выявлять требования к основным параметрам качества деталей; иметь представление о методах и способах их получения и контроля; - осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;

   - выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарных по дереву и металлу станках;

- соединять детали из разных материалов (склеиванием, на гвоздях, шурупах, винтах (болтах), пайкой и т. д.);

   - производить простейшую наладку инструмента и станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции, изготавливать детали по чертежам и технологическим картам;

   - осуществлять контроль качества изготавливаемых деталей и изделий; - шлифовать и полировать плоские металлические поверхности

 

Календарно-тематическое планирование

урока

Наименования разделов и тем

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Технология обработки древесины (28 часов); 2часа в неделю по учебному плану

01.09.2014 – 04.12.2014

 

1.2

1Лесная и деревообрабатывающая промышленность.

2Заготовка древесины.

2

Просмотр презентаций, теория

3.4

1Пороки древесины.

2Определение пороков.

2

Определение пороков.

5.6

1Производство и применение пиломатериалов.

2Древесные материалы.

2

Письменная работа

7.8

1Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности.

2Азбука поведения в природе

2

Составление памятки поведения в природе

9.10

1Чертеж детали.

2Сборочный чертеж.

2

Чертеж детали.

11.12

1Основы конструирования и моделирования изделий из дерева

2Правила конструирования.

2

 

Тест

13.14

1Соединение брусков.

2Т.б. при соединении брусков

2

Соединение брусков.

 

15.16

1Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом.

2Практическая работа

2

Практическая работа

17.18

1Составные части машин. 2Механизмы.

2

Просмотр презентаций, теория

19.20

1Устройство токарного станка для точения древесины.

2Правила безопасной работы на токарном станке.

2

Просмотр презентаций, теория

21.22

1Технология точения древесины на токарном станке.

2 Практическая работа.

2

 

Практическая работа

23.24.

25.26

1Художественная обработка изделий из древесины.

2Приемы резания стамеской.

2

 

Отработка приемов резания стамеской.

27.28

1 Окрашивание изделий из древесины.

2Тест на тему "Технология создания изделий из древесины"

1

1

Практическая работа

Контрольный тест

ИТОГО

28 часов

 

Технология обработки металлов. Элементы машиноведения (14 часов)

08.12.2014 – 26.02.2015

 

29.30

1Свойства черных и цветных металлов.

2 Сплавы черных металлов.

2

Просмотр презентаций, теория

31.32

1Сотовый прокат.

2Чертежи деталей из сортового проката.

2

Чертежи деталей из сортового проката.

33.34

1Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

2Практическая работа.

2

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

35.36

1Изготовление изделий из сортового проката. 2Производственный процесс.

2

Составление кроссворда

37.38

1Резание металла слесарной ножовкой.

2Т.б. при резании.

2

Резание металла слесарной ножовкой.

39.40

1Рубка металла.

2Практическая работа.

2

Рубка металла.

 

41.42

1Опиливание заготовок из сортового проката. Отделка изделий.

2 контрольная работа по теме «Технология создания изделий из металла»

2

Опиливание заготовок из сортового проката.

итого

14 часов

 

Культура дома (8 часов)

02.03.2015 – 26.03.2015

 

43.44

1Закрепление настенных предметов.

2Установка форточных, оконных и дверных петель.

2

Закрепление настенных предметов.

45.46

1Устройство и установка дверных замков.

2Накладные и врезные замки.

2

Просмотр презентаций, теория

47.48

1Простейший ремонт сантехнического оборудования.

2Практическая работа.

2

Просмотр презентаций, теория

49.50

1Основы технологии штукатурных работ. 2Последовательность проведения штукатурных работ.

2

К.р.Тест

итого

8 часов

 

Творческие проекты. (18 часов)

30.03.2015 – 28.05.2014

 

51.52

1Техническая эстетика изделий. 2Элементы технической эстетики.

2

Выбор и обоснование творческого проекта

53.54

1Основные требования к проектированию изделий. 2Элементы конструирования.

2

 

Работа над проектом

55.56

1Разработка творческого проекта. 2Составление плана работы.

2

Работа над проектом

57.58

1Экономические расчеты.

2Затраты на проект.

2

Работа над проектом

 

59.60.

Работа над проектом.

2

Работа над проектом

61.62

Работа над проектом.

2

Работа над проектом

63.64

 

1Испытание объекта техники. 2Устранение ошибок.

2

Устранение ошибок.

65.66.

Оформление проекта.

2

Защита проекта.

67.68

 Защита проекта.

2

Защита проекта.

 

 

 

итого

18 часов

 

 

 

 

 

 

График проведения контрольных работ

Раздел программы

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Технология создания изделий из древесины

 

 

2

Технология создания изделий из металла

 

 

3

Культура дома.

 

 

4

Творческие проекты. Защита проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Программа

УМК учителя

УМК учащихся

В.Д. Симоненко. Технология Трудовое обучение 5 – 8 классы. Москва, издательство «Просвещение», 2007 г.

Методические рекомендации к проведению уроков 6 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко. Москва, «Вентена – Граф» 2006г. Технология поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко. 5, 6, 7, классы, Волгоград, «Учитель», 2008г.

Боровков, Ю. А.Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 4–8 кл. /Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение,2009.

Копелевич, В. Г.Слесарное дело / В. Г. Копелевич, И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов. – М.: Просвещение, 2009.

Сасова, И. А.Технология. 5–8 классы: программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. – М.: Вентана-Граф, 2011.

1. Учебник «Технология. Технический труд:  6 класс. Под редакцией В.Д.  Симоненко - Москва.: «Вентана- Граф», 2009

 

 

Форма входа