Рабочая программа 6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ОБЖ

   6 класс

(базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по технологии основного общего образования (Приказ министерства образования РФ №1312 от 09.03.2004г.), на основе авторской программы  Смирнов А.Т. (Смирнов А.Т. «ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности.» 6 класс: сборник программ-М.:Просвещение,2009.)образовательной программы школы на 2014-2015 учебный год, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Выбор программы объясняется полным соответствием количества часов, выделенным на изучение предмета учебным планом школы на 2014-2015 учебный год (34 часа в год, 1 час в неделю) и количеством часов по авторской программе    Смирнов А.Т.  В связи с этим количество часов на прохождение основных тем предмета не изменено. Последовательность прохождения тем соответствует авторской программе. Количество контрольных работ  соответствует авторской программе.

     Знания, умения и навыки, предусмотренные рабочей программой, соответствуют ЗУНам государственных стандартов образования.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельно­сти» в основной школе строится так, чтобы были достиг­нуты следующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуа­циях природного, техногенного и социального характера;
  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общест­венной ценности;
  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи;
  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
  • профилактика асоциального поведения учащихся;
  • отрицательное отношение учащихся к приёму психоак­тивных веществ, в том числе наркотиков;
  • готовность и способность учащихся к нравственному са­мосовершенствованию.
  • Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач,как:
  • формирование у учащихся современного уровня культу­ры безопасности жизнедеятельности;
  • формирование у учащихся модели безопасного поведе­ния в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрез­вычайных ситуациях природного, техногенного и социаль­ного характера;
  • формирование потребности в соблюдении требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
  • формирование индивидуальной системы здорового обра­за жизни;
  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного от­ношения к психоактивным веществам и асоциальному по­ведению.

 

Курс предназначен для достижения следующих задач:

  • формирования у учащихся основных понятий об опа­сных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни,
  • об       их последствиях для здоровья и жизни человека;
  • выработки у них сознательного и ответственного отно­шения к личной безопасности, безопасности окружающих;
  • приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни усло­виях и умения адекватно реагировать на различные опа­сные ситуации с учётом своих возможностей;
  • формирования у учащихся представлений безопасного поведения не только в урочной, но и во внеурочной дея­тельности;
  • формирования у учащихся антиэкстремистского и анти­террористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учеб­ных модуля и пять разделов.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экс­тремизму в Российской Федерации.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание пер­вой медицинской помощи.

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экс­тремизму в Российской Федерации». Основу содержания данного раздела составляет критика экстремизма и терро­ризма, формирование у учащихся антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе со­вершения террористического акта.

Понятийная база и содержание курса основаны на по­ложениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:

  • требований к результатам освоения образовательной про­граммы основного общего образования, представленной в Фе­деральном государственном стандарте общего образования;
  • Стратегии национальной безопасности Российской Фе­дерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537) и други­ми нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области безопасности;
  • Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Пре­зидента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ,

ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Пожарная безопасность.

Безопасность на дорогах.

Безопасность в быту.

Безопасность на водоёмах.

Экология и безопасность.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в при­родных условиях

Подготовка к активному отдыху на природе.

Активный отдых на природе и безопасность.

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры без­опасности.

Обеспечение безопасности при автономном существова­нии человека в природной среде.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социаль­ного характера.

Раздел 2. Защита населения Российской Феде­рации от чрезвычайных ситуаций

Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Организационные основы по обеспечению защиты на­селения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Фе­дерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Терроризм и экстремизм — чрезвычайные опасности для общества и государства

Основные причины возникновения терроризма и экстре­мизма.

Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Нормативно-правовая база противодействия террориз­му, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации

Положения Конституции Российской Федерации.

Стратегия национальной безопасности Российской Фе­дерации до 2020 г.

Стратегия государственной антинаркотической полити­ки Российской Федерации до 2020 г.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Содержание законов Российской Федерации о противо­действии терроризму и экстремистской деятельности.

Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Деятельность Федеральной службы контроля наркоти­ков России (ФСКН России) по остановке развития нарко­системы, изменению наркоситуации, ликвидации финан­совой базы наркомафии.

Профилактика наркозависимости.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.

Контртеррористическая операция.

Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Духовно-нравственные основы противодействия терро­ризму и экстремизму

Роль нравственной позиции и выработка личных ка­честв в формировании антитеррористического поведения.

Влияние уровня культуры в области безопасности жиз­недеятельности на формирование антитеррористического поведения.

Профилактика террористической и экстремистской де­ятельности.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщест­венное поведение и за участие в террористической и экс­тремистской деятельности

Уголовный кодекс Российской Федерации об ответст­венности за антиобщественное поведение, участие в тер­рористической и экстремистской деятельности.

Наказание за участие в террористической и экстремист­ской деятельности.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террори­стического акта

Взрывы в местах массового скопления людей.

Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.

Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.

Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Прави­ла поведения при перестрелке.

МОДУЛЬ 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Раздел 4. Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).

Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Инфекции, передаваемые половым путём, и их профи­лактика.

Правовые аспекты взаимоотношения полов

Семья в современном обществе.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказа­ние первой помощи.

Оказание первой помощи

Первая помощь и правила её оказания.

Средства оказания первой помощи.

Основные неинфекционные заболевания и их профилак­тика.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболева­ния, их возбудители, пути передачи, меры профилактики. Первая помощь при неотложных состояниях.

Правила оказания первой помощи при неотложных со­стояниях.

Первая помощь при массовых поражениях

Комплекс простейших мероприятий по оказанию пер­вой помощи при массовых поражениях.

 

Планируемые результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защи­ты личности, общества и государства посредством осозна­ния значимости безопасного поведения в условиях чрезвы­чайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и за­щиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, куре­ния и нанесение иного вреда здоровью;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, вклю­чая экстремизм и терроризм и их последствия для лично­сти, общества и государства;
  • знание и умение применять правила поведения в усло­виях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на осно­ве информации, получаемой из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся об­становки и индивидуальных возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6класс

(1 ч в неделю, всего 34 ч)

Номера уроков

Наименование

разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 ч)

 

 

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (25 ч)

 

 

1.Подготовка к ак­тивному отдыху на природе (6 ч)

 

 

 1.

 2.

 3.

 

 4.

 5.

 6.

1.1.         Природа и человек.

1.2.         Ориентирование на мест­ности.

1.3.         Определение своего ме­стонахождения и направле­ния движения на местности.

1.4.         Подготовка к выходу на природу.

1.5.         Определение места для бивака и организация бивач­ных работ.

1.6.         Определение необходи­мого снаряжения для похода

02.09 -

10.10. 2014

 

 

Итого  

 6 часов

 

 

2. Активный отдых на природе и безопас­ность (5 ч)

 

 

 7.

 

 8.

 

 9.

 10.

 

 11.

2.1           Общие правила безопас­ности во время активного отдыха на природе.

2.2           Подготовка и проведе­ние пеших походов на рав­нинной и горной местности.

2.3           Подготовка и проведе­ние лыжных походов.

2.4           Водные, велосипедные походы и обес­печение безопасности на во­де.

2.5            Контрольная работа №1 по теме «Безопасность при выходе на природу»

14.10 – 28.11. 2014

 

 

итого

 5 часов

 

 

3. Дальний (вну­тренний) и выезд­ной туризм. Меры безопасности (6 ч)

 12.

 

 13.

 

 14.

 15.

 

 16.

 

 17.

 

3.1 Основные факторы, ока­зывающие влияние на без­опасность человека в даль­нем и выездном туризме.

3.2 Акклиматизация чело­века в различных климати­ческих условиях.

3.3           Акклиматизация в гор­ной местности.

3.4           Обеспечение личной без­опасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.

3.5           Обеспечение личной без­опасности на водном и воздушном  транс­порте.

3.6           Контрольная работа №2 по теме «Безопасность на транс­порте».

02.12.

2014 – 23.01. 2015

 

 

итого

 6 часов

 

 

4.Обеспечение без­опасности при авто­номном

существова­нии человека в при­родной среде (4 ч)

 

 

 18.

 19.

 20.

 21.

 

4.1           Автономное существо­вание человека в природной среде.

4.2           Добровольная автоно­мия человека в природной среде.

4.3           Вынужденная aвтогомия человека в природной среде.

4.4           Обеспечение жизнеде­ятельности человека в при­родной среде при автоном­ном существовании

26.01 – 20.02. 2015

 

 

итого

 4 часа

 

 

5. Опасные ситуации в природных услови­ях (4 ч)

 

 

 22.

 23.

 24.

 25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.1Опасные погодные явле­ния.

5.2Обеспечение безопасно­сти при встрече с дикими животными в природных условиях.

5.3Укусы насекомых и за­щита от них.

5.4Клещевой энцефалит и его профилактика

24.02 – 20.03. 2015

 

 

итого

 4 часа

 

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 ч)

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

 

6. Первая помощь при неотложных со­стояниях (4 ч)

 

 26.

 

 27.

 28.

 

 29.

6.1           Личная гигиена и ока­зание первой помощи в природных условиях.

6.2           Оказание первой помо­щи при травмах.

6.3           Оказание первой помо­щи при тепловом и солнеч­ном ударах, отморожении и ожоге.

6.4           Оказание первой помо­щи при укусах змей и насе­комых

01.04 – 24.04. 2015

 

 

итого

 4 часа

 

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 ч)

7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие (5 ч)

 30.

 31.

 32.

 

 33.

 

 34.

7.1 Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

7.2           Компьютер и его влия­ние на здоровье.

7.3           Влияние неблагоприят­ной окружающей среды на здоровье человека.

7.4           Влияние социальной среды на развитие и здоро­вье человека.

7.5           Контрольная работа №3 по теме: «Основымедицинских знаний и оказание первой помощи; основы  здорового образа жизни».

27.04 – 29.05. 2015

 

 

итого

 5 часов

 

           

 

График проведения контрольных работ

№п/п

Раздел программы

Плановые сроки прохождения

Скорр. Сроки прохождения

1.

Контрольная работа №1 по теме «Безопасность при выходе на природу».

24.11 – 28.11.2014

 

2.

Контрольная работа №2 по теме «Безопасность на транс­порте».

19.01 – 23.01.2015

 

3.

Контрольная работа №3 по теме: «Основымедицинских знаний и оказание первой помощи; основы здорового образа жизни».

25.05 - 29.05.2015

 

 

Учебно-методическое обеспечение

             Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:

1.1.   6 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций с приложени­ем на электронном носителе / А. Т. Смирнов, Б. О. Хрен­ников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2014.

1.2.   Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката)  / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

1.3.   Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для  учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

1.4.   Рыбин А.Л. Обучение правилам  дорожного движения: пособие для  учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

 

 

 

Форма входа