РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЖ
8 класс
(базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по технологии основного общего образования (Приказ министерства образования РФ №1312 от 09.03.2004г.), на основе авторской программы Смирнов А.Т. (Смирнов А.Т. «ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности.» 8 класс: сборник программ-М.:Просвещение,2009.)образовательной программы школы на 2014-2015 учебный год, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Выбор программы объясняется полным соответствием количества часов, выделенным на изучение предмета учебным планом школы на 2014-2015 учебный год (34 часа в год, 1 час в неделю) и количеством часов по авторской программе Смирнов А.Т. В связи с этим количество часов на прохождение основных тем предмета не изменено. Последовательность прохождения тем соответствует авторской программе. Количество контрольных работ соответствует авторской программе.
Знания, умения и навыки, предусмотренные рабочей программой, соответствуют ЗУНам государственных стандартов образования.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
- принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи;
- антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
- профилактика асоциального поведения учащихся;
- отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
- Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач,как:
- формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование потребности в соблюдении требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Курс предназначен для достижения следующих задач:
- формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни,
- об их последствиях для здоровья и жизни человека;
- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
- приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
- формирования у учащихся представлений безопасного поведения не только в урочной, но и во внеурочной деятельности;
- формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации». Основу содержания данного раздела составляет критика экстремизма и терроризма, формирование у учащихся антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе совершения террористического акта.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:
- требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте общего образования;
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537) и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области безопасности;
- Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690).
Планируемые результаты:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)
Номера уроков
|
Наименование
разделов и тем
|
Плановые сроки прохождения
|
Скорректированные сроки прохождения
|
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)
|
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч)
|
|
|
1. Пожарная безопасность (3ч)
|
|
|
1.
2.
3.
|
1.1 Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
1.2 Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.
1.3. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах
|
01.09 – 19.09. 2014
|
|
итого
|
3 часа
|
|
2. Безопасность на дорогах (3ч)
|
|
|
4.
5.
6.
|
2.1 Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.
2.2 Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.
2.3 Велосипедист — водитель транспортного средства
|
22.09 – 10.10. 2014
|
|
|
итого
|
3 часа
|
|
|
3. Безопасность на водоёмах (3 ч)
|
|
|
7.
8.
9.
|
3.1 Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.
3.2 Безопасный отдых на водоёмах.
3.3 Оказание помощи терпящим бедствие на воде
|
13.10 – 31.10 2014
|
|
|
итого
|
3 часа
|
|
|
4. Экология и безопасность (3 ч)
|
|
|
10.
11.
12.
|
4.1 Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
4.2 Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
4.3 Контрольная работа №1 по теме «Безопасность на транспорте и личная безопасность».
|
10.11 – 21.11. 2014
|
|
|
итого
|
3 часа
|
|
|
5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возмож-ные последствия (4ч)
|
13.
14.
15.
16.
|
5.1 Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
5.2 Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.
5.3 Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.
5.4 Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
|
24.11 – 26.12. 2014
|
|
|
итого
|
4 часа
|
|
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)
|
6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (3 ч)
|
17.
18.
19.
|
6.1 Обеспечение радиационной безопасности населения.
6.2 Обеспечение химической защиты населения.
6.3 Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.
|
12.01 – 30.01. 2015
|
|
|
итого
|
4 часа
|
|
|
7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (4 ч)
|
20.
21.
22.
23.
|
7.1. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
7.2 Эвакуация населения.
7.3 Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
7.4 Контрольная работа №2 по теме «Обеспечение безопасности при угрозе ЧС техногенного характера».
|
02.02 – 27.02. 2015
|
|
|
итого
|
3 часа
|
|
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)
|
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8 ч)
|
8. Здоровый образ жизни и ег состав-ляющие (7 ч)
|
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
|
8.1 Здоровье как основная ценность человека.
8.2 Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие
8.3 Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества.
8.4 Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
8.5 Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
8.6 Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
8.7 Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
|
02.03 – 30.04. 2015
|
|
|
итого
|
7 часов
|
|
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)
|
9. Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)
|
31.
32.
33.
34.
|
9.1 Первая помощь пострадавшим и её значение.
9.2 Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.
9.3 Первая помощь при травмах, при утоплении
9.4 Контрольная работа №3 по теме: «Основымедицинских знаний и оказание первой помощи; основы здорового образа жизни».
|
04.05 – 29.05. 2015
|
|
|
итого
|
4 часа
|
|
График проведения контрольных работ
№п/п
|
Раздел программы
|
Плановые сроки прохождения
|
Скорр. Сроки прохождения
|
1.
|
Контрольная работа №1 по теме «Безопасность на транспорте и личная безопасность».
|
17.11 – 21.11.2014
|
|
2.
|
Контрольная работа №2 по теме «Обеспечение безопасности при угрозе ЧС техногенного характера».
|
23.02 – 27.02.2015
|
|
3.
|
Контрольная работа №3 по теме: «Основымедицинских знаний и оказание первой помощи; основы здорового образа жизни».
|
25.05 - 29.05.2015
|
|
Учебно-методическое обеспечение
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:
1.1. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2014.
1.2. Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
1.3. Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
1.4. Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.